Вышний Волочек в последнее время достаточно часто попадает на страницы нашей газеты – как в связи с положительными событиями в нем, так и не очень. На этот раз поводом послужило недавнее закрытие путепровода через Октябрьскую железную дорогу, а также то, как это достаточно рядовое событие может сказаться на территории и жителях.
Сквозь дыры видеть поезда
Улица Рабочая, участок между Большой Садовой (часть трассы М-10, проходящей через город) и железной дорогой. Тихая, будто уснувшая под выпавшим в конце января долгожданным снегом. Почти центр города, но машин и прохожих здесь мало. Хотя еще совсем недавно автомобили, в том числе большегрузы, шли по Рабочей нескончаемым потоком. Но с 14 января путепровод, соединяющий центральную часть Вышнего Волочка с Вышневолоцкой стороной и автодорогой на Удомлю, Максатиху и Бежецк, закрыт на реконструкцию, и движение замерло. Такой же умиротворенной выглядит и расположенная с противоположной стороны от моста улица Шмидта.
Путепровод был построен в 1970 году. До этого два городских района сообщались между собой через переезд рядом с железнодорожным вокзалом. Сейчас в этом месте пешеходный переход. К началу 2010-х мост значительно износился, возможно, на это повлиял сильно возросший транспортный поток, который не был учтен при его проектировании. Последние лет пять, если не больше, путепровод вызывал тревогу, однако денег на его ремонт не было. Как результат – машины и автобусы ползли по мосту с черепашьей скоростью, рискуя на сплошных ямах остаться без колес, а сквозь дыры в перекрытиях можно было наблюдать за проходящими внизу поездами.
В 2017–2018 годах объект по результатам исследований был признан аварийным, тогда же построен временный объезд по улице Сиверсова через поселок Горняк, Терелесовский карьер и улицу Узкоколейную с выездом на Шмидта общей протяженностью – 11 километров. А на самом путепроводе сделали реверсивное движение, оставив рабочей только одну полосу и ограничив габаритную высоту и осевую нагрузку автомобилей.
Правда, стационарные посты перед въездами на мост с обеих сторон, где превышающие ограничения машины сразу разворачивали бы, почему-то не поставили. Ограничились горизонтальной балкой над проезжей частью в качестве «габаритных ворот». Но как известно, если запрет существует только на бумаге, а следить за его соблюдением некому, значит, и запрета как такового нет. Поэтому и ездили там фуры, постоянно сбивая балку и создавая ДТП. Новости об этом появлялись на информационных сайтах не реже одного раза в месяц. А как быть? Не крюк же лишний делать, пусть и по хорошей дороге?
Горняк не сделали доступнее
Работы, как отмечено на информационном стенде перед въездом на путепровод, проводит АО «РЖДстрой», сроком завершения реконструкции назван август 2021-го. Финансирование осуществляется за счет регионального бюджета, общая сумма контракта – 709 млн рублей. Стоит добавить, что «РЖДстрой» была единственной компанией, участвовавшей в соответствующем конкурсе.
Успеют ли все сделать до конца лета? Сложно сказать, учитывая, что сооружение предстоит буквально построить заново. Согласно проекту, вместо нынешних двух полос мост должен будет стать трехполосным, с шумопоглощающими экранами, тротуарами для пешеходов, системами безопасности. Тем более что главный ход Октябрьской магистрали – это не малодеятельная ветка с одной-двумя парами поездов в сутки. Скоростные «Сапсаны» здесь курсируют едва ли не с частотой поездов метро. Значит, придется договариваться с ОАО «Российские железные дороги» о предоставлении технологических окон. Еще нужно, чтобы с погодой повезло, особенно на время этих окон, и чтобы в ходе выполнения работ не обнаружились новые слабые места, которые увеличат сроки реконструкции и поднимут ее стоимость.
Если на автомобиле нужно 11 километров ехать в объезд, то пешеходы на период закрытия путепровода могут пересекать железнодорожные пути по переходу на вокзале в сотне метров отсюда? Автобус 267-го маршрута, соединяющего Вышний Волочек с поселком Пригородный и деревней Сороки, все это время будет ходить не от центра города, как было всегда, а от вокзала со стороны улицы Красной. Хотя, наверное, логичнее было бы пустить его по всему пути объезда, сделав более доступным в плане общественного транспорта Горняк, и не заставлять людей, которым нужно попасть в Сороки, совершать лишние пересадки. Такой вариант рассматривался, и многие жители Вышневолоцкого района надеялись, что именно он будет принят.
Если с автобусами более или менее понятно, то с пешеходным маршрутом возникают сомнения. Все ли готовы пройти сто метров до вокзала? Не возникнет ли у людей соблазн срезать путь и, рискуя жизнью, перейти пути возле путепровода, где нет оборудованного пешеходного перехода и сигнализации? Вопрос, увы, из разряда риторических. Примеров, когда человек переходил пути в неустановленном месте и попадал под колеса, множество. Значит, властям города, железнодорожникам, полиции следует принять меры для предотвращения появления «диких» маршрутов.
Новая дорога – новая жизнь?
Какое продолжение будет иметь ремонт путепровода? Прежде всего, увеличение транспортного потока на улицу Сиверсова, ширина проезжей части которой – всего две полосы, дискомфорт от шума машин и выхлопных газов, который все это время будут ощущать ее жители, а также рост нагрузки на такой же путепровод за поселком Горняк, который примет на себя весь объем транзитных большегрузных автомобилей. Не приведет ли это к преждевременному его износу и не потребует денег уже на ремонт этого путепровода?
Правда, в перспективе участок дороги через давно уже неработающий Терелесовский карьер, где раньше ездили БелАЗы и редкие дачники, можно будет рассматривать как грузовой обход вокруг Вышнего Волочка и наметить его продолжение к М-10. И у территории бывшего карьера с заросшими песчаными терриконами и руинами зданий может появиться вторая жизнь.
Пока же отдыхают жители улицы Рабочей. Сегодня огороженный бетонными блоками пустой мост вблизи кажется декорацией к какому-то фантастическому или военному фильму. Хмурое серое небо без единого проблеска солнца и присыпанные снегом отвалы строительного мусора усиливают это ощущение. Над этим пустынно-мертвым пейзажем возвышаются купола храма Преображения Господня постройки конца XVIII века. Храм расположен на территории закрытого для захоронений старинного Пятницкого кладбища, вход на которое находится как раз на улице Рабочей. Так что как минимум до конца лета 2021-го покой усопших не будет потревожен постоянным шумом машин.
Михаил Летуев