В нашей рубрике «Разговор с главным редактором» мы продолжаем знакомить читателей с современным тверским бизнесом и его руководителями. Сегодня мы в гостях у директора торговой компании «Альфа» Романа Хабарова в современном логистическом комплексе в индустриальном парке «Раслово», который находится рядом с деревней Лебедево.
От ТУБа до «Альфы»
– Роман Владимирович, как так получилось, что именно Тверь стала городом, где расположился головной офис компании? Как родилась ТК «Альфа»?
– Я родился и вырос в городе Твери, тогда еще Калинине. Что для меня главное: я сам себе, на своем же примере, доказал, что можно оставаться в своем регионе, учиться по всей стране и по всему миру инновационным подходам, вопросам бизнеса, экономики, промышленных технологий.
Свою трудовую деятельность в большой компании я начал в исконно тверской компании, в «Тверьуниверсалбанке». Я там дослужился до заместителя начальника казначейства. В нашем городе работал головной банк, который позволял взаимодействовать с кредитными организациями по всему миру. Мы общались и с бельгийскими банками, и с немецкими, и с американскими. Внедрялись совершенно новые технологии. Это было самобытное развивающееся предприятие, хотя я туда попал уже после краха, когда «семибанкирщина» пыталась съесть Александру Михайловну Козыреву. Она выстояла, выжила, сумела развить компанию и продала ее только спустя много лет совсем в других обстоятельствах.
Когда я пришел работать в торговую компанию «Альфа», эта компания сидела в двух кабинетах, в ней работали 20 человек, и мы занимались поддержкой экспортных операций АвтоВАЗа. Затем мы стали собирать именно в Твери головной офис. Удалось создать здесь команду профессионалов.
В ходе работы, с 2010 года, за 13 лет компании мы накопили такой богатейший человеческий ресурс, который позволил нам набрать сумасшедшие компетенции в логистике. Мы реально сейчас ощущаем, что мы тверская компания, которая стала федеральной, при этом мы можем обслуживать любого клиента в логистике.
Невидимое важнейшее звено
– Расскажите, в чем суть 3PL- логистики, которой вы занимаетесь. Это, так сказать, логистика навынос?
– Рядовой человек о ней просто не знает, а на самом деле это важнейшее звено доставки от производителя к конечному клиенту. К нам поступает продукция с заводов, а дальше наш склад выполняет услуги по логистике. Мы храним, обеспечиваем кросс-докинг, то есть сквозное складирование – процесс приемки и отгрузки грузов через склад, мы еще и развозим продукцию по потребителям транспортом, который нанимает наша компания. То есть для нашего клиента, например для производителя газовых котлов BAXI, логистика – непрофильная история. Для АвтоВАЗа – тоже логистика непрофильная, им нужен партнер, который будет это потребность обслуживать.
Ту запасную часть, которую вы покупаете в тверском автомагазине, скорее всего, доставила ТК «Альфа». Но вы об этом не знаете, для вас поставщик услуг – магазин или маркетплейс. Так что мы, с одной стороны, невидимые, но с другой – очень значимые в цепях поставок.
Возвращаясь к вопросу, почему Тверь была выбрана как главное подразделение. Потому что у Твери уникальное логистическое положение. Москва и Санкт-Петербург – основные потребители, плюс та сеть дорог, которую построило наше правительство – М-11, ЦКАД, строящаяся М-12, которая уйдет на Нижний Новгород и Урал. Грузовикам можно ездить без пробок, без светофоров, логистика становится быстрой, адекватной. Знаю, что у правительства есть план усовершенствовать дороги в сторону Поволжья – Тольятти, Волгограда. Увы, пока оставляют желать лучшего дороги Дальнего Востока. Наш новосибирский склад обслуживает немногих потребителей «Лады» в Дальневосточном федеральном округе, фура едет две недели.
– Вы сказали о новосибирском складе. У вас их много по всей стране?
– У торговой компании «Альфа» система управления логистики такая. Головной офис – это Тверь, в Твери находится центральный склад, это 25-тысячник, и в следующем году мы собираемся начинать строительство второй очереди, здесь в Лебедеве мы приобрели 20 гектаров земли, этот участок позволяет поставить 100 тысяч квадратным метров. Так постепенно мы расширяем свой бизнес, вторая очередь будет 25–30 тысяч квадратных метров.
Головное предприятие в Твери, склады в Дмитрове, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Тольятти. Разработка данной сети региональных складов велась для АвтоВАЗа с целью покрыть логистикой всю территорию страны. Свои склады мы сейчас используем для покрытия потребностей других своих клиентов, и еще в нашей компании есть направление продажи запасных частей – мы выступаем не только в качестве логиста, но и как продавец.
– В чем отличие ваших складов?
– Складов класса А в Твери нет, кроме наших. Есть склад ДКС, но у них другая специфика, это склад собственной продукции, построенный для своего предприятия, очень дорогой, полностью роботизированный. У нас склад механизированный: мы постоянно меняем номенклатуру того, что хранится на складе. Работы осуществляют люди, но с помощью техники.
Например, мы используем голосовой отбор, когда у кладовщика две руки свободны, у него есть наушник, который подсказывает ему, что делать. У нас много инновационных технологий. Например, мы внедряем экзоскелеты, потому что некоторые запчасти довольно тяжелы и не все кладовщики выдерживают работу с ними. Сейчас мы будем работать с компанией UMG, это холдинг, выпускающий строительные и дорожные машины, куда входит наш Тверской экскаваторный завод, машиностроительное предприятие в городе Брянске и Челябинске. У них номенклатура запасных частей велика, и они довольно тяжелые.
Мы пытаемся найти оптимальные модели экзоскелета, удобные для людей.Его задача – разгрузить опорно-двигательный аппарат, чтобы человек в ходе своего 8-или 12-часового дня не уставал. Нам приходится уделять большое внимание психоэмоциональному состоянию своих сотрудников, потому что каждый человек на вес золота.
Конкуренция за кадры
– Есть ли проблема с кадрами, рабочими и белыми воротничками?
– Нам, как федеральной компании, дислоцирующейся в Твери, приходится конкурировать за персонал с московскими компаниями, которые забирают трудовые ресурсы из нашего города, ухудшают и без того напряженную ситуацию.
Мы, тверские руководители, члены Российского союза промышленников и предпринимателей, ощущаем эту проблему. Приходится бороться за немногочисленные кадры.
– Какие специалисты наиболее востребованы? Вы учите их сами или их где-то готовят?
– Логистика – очень интересная отрасль. Сейчас она выходит на первое место, производства растут, им нужно импортозамещаться, все это нужно кому-то возить, упаковывать, хранить. И мы 3PL-логисты должны это делать. Ключевые руководители не меняются у нас долгие годы, и это очень ценно.
Нам удалось создать службы координаторов, которые занимаются координацией складских процессов. Любой склад – это большой живой организм, а у нас таких складов много.
ТК «Альфа» вырастила специалистов по WMS-системам управления складом. В Твери стоят серверы, и каждый склад в регионах управляется отсюда. Есть технологи, которые понимают, как хранить, что хранить, как размещать стеллажи, – это уникальная профессия, сочетающая знание геометрии, физики, математики, аналитики.
У нас есть координаторы, которые занимаются управлением рейсами, это очень сложно – к нам сыпятся тысячи заказов от наших клиентов, тот же АвтоВАЗ генерит в сутки до 2000 заказов только по тверскому складу. Тысячи заказов только на выход, а еще машины на вход, которые приходят на склад, и этим всем надо управлять, смотреть, в какую машину что нужно загрузить. Это работа наших координаторов. Они же осуществляют работу с клиентами, которые хотят отчеты, которым нужно понимать причины того или иного происшествия, сбоя и так далее.
Транспорт у нас весь наемный, и его необходимо диспетчировать. Мы вырастили транспортных логистов, которые справляются с этими задачами.
Кроме того, у нас работают IT-специалисты, которые поддерживают IT-ландшафт, являющийся нашим базисом. И их мы тоже вырастили.
Наши тверские вузы таких специалистов не готовят. Я через вас обращаюсь к ректорам вузов, руководителям колледжей – нужно растить логистов, они сейчас очень нужны. Нам очень нужны кадры, мы сейчас совместно с региональным правительством пытаемся внедриться в сферу образования, проводим экскурсии для школьников. Но сейчас что происходит? Мы привезли ребят на экскурсию, они заинтересовались, и выясняется, что на логистов никто не учит, ни в колледже, ни в вузе. Мы уже пришли к тому, что готовы брать на работу людей с горящими глазами и здесь учить.
– На работе мы проводим большую часть нашей жизни. Расскажите о вашем отношении к тем, кто работает в компании.
– Наш коллектив для меня – это такая большая семья, где мы стараемся друг о друге заботиться, это люди, которыми я лично очень дорожу. Потеря любого сотрудника, которого мы вырастили, – моя личная трагедия.
Очень ценю тех, кто остается верен нашей компании в любых обстоятельствах, это бесценно. Коллектив знает, что я всегда доступен для разговора. Я ем в столовой вместе со всеми, потому что хочу убедиться, что сотрудники едят вкусную еду. Стараюсь себя поставить на место любого сотрудника. Будете смеяться, но отсутствие туалетной бумаги в туалетах – для меня это как красная тряпка для быка. Абсолютно непозволительная вещь. Да, на работе мы проводим большую часть жизни, и мы должны друг о друге заботиться, как в семье.
Когда мы строили склад, мы сюда вложили душу. Это современное инновационное строение, энергоэффективное, энергонезависимое. У нас собственная котельная, мы всегда поддерживаем комфортную температуру на складе, у нас люди зимой ходят в футболках. Для сотрудников организовано бесплатное питание, доставка людей на работу. Сейчас строится по соглашению с областным правительством подъездная дорога, и к нам запустят маршрут автобуса «Транспорта Верхневолжья». Это планируется реализовать уже до конца этого года. В этом мы сделали полис ДМС с достаточно приличным пакетом. Для сотрудников заказываем спецодежду, следим за ее качеством.
– Какая самая востребованная специальность на вашем предприятии?
– Сейчас на сайте открыто порядка 130 вакансий, причем каждая вакансия – это не один человек. Ищем 1C-программистов, службу технической поддержки, закупщиков, продавцов, кладовщиков, водителей напольной техники, претензионщиков – тех, кто работает с претензиями клиентов. Ведь это целая наука: выяснить причину, дать ответ клиенту и провести внутри склада целый перечень мероприятий, чтобы в дальнейшем такого не допускать. Мы в активной стадии работы с городским и областным сообществом, учебными заведениями. Приглашаем пройти практику у нас. Сотрудничаем со студенческими отрядами. Я когда был студентом, не упускал любой возможности подработать. И считаю, что нынешние студенты должны использовать любые возможности для подработки
– Да, теперь не надо идти вагоны разгружать.
– Точно, можно работать в теплом складе, в отличных условиях. Мы живем во времена демографической ямы, поколение, рожденное в 1990-е, становится основной рабочей силой. У нас сейчас острый недостаток людей – объемы растут, а обслуживать их некому, люди работают с большой переработкой.
Я считаю, что мог бы помочь целевой набор. Предприятия Тверского региона согласны финансировать обучение специалистов с гарантированным трудоустройством. И надо повышать престиж рабочих специальностей. Сейчас рабочие получают больше, чем белые воротнички.
– Если не секрет, какая у вас зарплата на предприятии?
– Кладовщики получают порядка 42 тысяч рублей плюс еще 10–15 тысяч дополнительно, водители электропогрузчиков – до 100 тысяч рублей. Белые воротнички зарабатывают в зависимости от квалификации. У IT-специалистов очень хорошие зарплаты. Мы вынуждены участвовать в гонке зарплат, хотя, конечно, на таких предприятиях, как наше, которое участвует в цепочке между производителем и продавцом, это оборачивается ростом цен для конечных потребителей.
– Успехов вам. И хороших сотрудников.
– Спасибо.
Беседовала Мария Орлова
фото: ТК «Альфа»
Реклама. ТК «Альфа». erid: LjN8KHtp5