Салочки на обломках счастья. В Тверском театре драмы появился «БезОбломов» (фоторепортаж)

07.03.2023, 14:02
Спектакль «БезОбломов». Фото: Руслан Чечин

Режиссер Никита Бахметьев погрузил зрителей в психоделический мир в сонном оцепенении.

Премьерные показы спектакля «БезОбломов» (16+) состоялись на малой сцене 3 и 4 марта. Постановка создана по пьесе «Смерть Ильи Ильича» российского драматурга Михаила Угарова, которая написана по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломов».

Михаил Угаров – российский драматург, сценарист, режиссер, задававший новые направления современного российского театра. Уникальность его творчества заключается в переосмыслении классической русской драматургии для театральной сцены с бережным отношением к автору. Пьеса «Смерть Ильи Ильича» была написана Угаровым для Московского Художественного театра имени А.П. Чехова и в 2002 году стала одной из победителей драматургического конкурса, который проводили МХТ имени Чехова и Министерство культуры РФ. Затем легла в основу спектакля Центра драматургии и режиссуры Москвы под названием «ОБЛОМOFF». Пьесу ставили в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

В этом сезоне у Тверского театра драмы появился свой главный режиссер – Александр Павлишин. Никита Бахметьев получил должность штатного режиссера. Спектакль «БезОбломов» – первая его работа в новом амплуа. Никита Бахметьев по первому образованию артист оригинального жанра. В 2014 году он окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева в Москве. С октября 2019-го – актер Тверского театра драмы. В 2022-м Никита Бахметьев окончил факультет режиссуры Театрального института имени Бориса Щукина. Его дипломная драма «Калека с острова Инишмаан» Мартина Макдонаха, которую он поставил на малой сцене Тверского театра драмы, стала лауреатом первой степени во всероссийском этапе конкурса студенческих режиссерских работ «Гости из будущего».

Должность штатного режиссера театра – большой аванс молодому Никите Бахметьеву. Для «БезОбломова» декорации создал художник-постановщик Николай Юдин. Художник по костюмам – Ирина Подосенкова, художник по свету – Юлия Дмитриева. Музыкальное оформление Иоланты Мельниковой.

Роль Ильи Обломова играет Константин Василенко, его друга Андрея Штольца – актер Вячеслав Хархота. Роль слуги Обломова Захара исполняет заслуженный артист России Валентин Кулагин. Роль доктора Аркадия поочередно играют Александр Крайнов и Алексей Великотный. Яна Голубева и Анжелика Панкова исполняют роль Ольги Ильинской. Агафью Пшеницыну можно увидеть в воплощении актрис Виктории Козловой и Ирины Погодиной. В спектакле также звучит голос Залима Мирзоева.

«Роман «Обломов» для меня – это психоделический мир в сонном оцепенении. В этом состоянии ничего не происходит, а если вмешаться, то все разрушится. Решающая черта, которая оправдывает главного героя, – звенящая, чистая доброта. Он не теряет целостности и стремится к балансу – мыслей, тела, труда и отдыха», – считает режиссер Никита Бахметьев.

Напомним, что Илья Обломов еще молод. В начале романа ему, как пишет Гончаров, 32 или 33 года. Илья Ильич похож на большого и пугливого ребенка, который любит играть в салочки и прячется в домике под столом. Его ранимая, незрелая натура проявляется в том, что Обломов придумывает себе различные боли, но при этом отвергает мысль о том, что у него есть душевная болезнь. Эту версию выдвигает его новый доктор Аркадий. Любого человека способна преобразить любовь, но от нее Илья Ильич отказывается, будучи уверенным в том, что такого, как он, искренне любить невозможно.

Очень интересно смотреть за тем, как существует на сцене актер Константин Василенко. Он выглядит в роли Обломова очень органично. Ярким и интересным получился его дуэт с Александром Крайновым. В какой-то момент границы между больным и доктором стираются. Они как мальчишки играют в разные игры и делятся сокровенными секретами. Так мы узнаем, что у доктора в шкафу прячется Сивка – проверенный в бою деревянный конь. Но именно доктор ставит диагноз, а точнее, выносит смертельный приговор Обломову: «Вы totus, целый человек. Такой жить не может. Вы скоро умрете». И Илья Ильич действительно вскоре умирает, поверив в эти слова.

Спектакль «БезОбломов». Фото: Руслан Чечин

Психоделика кроется во внутреннем содержании и в проживании персонажей. Лично мне главный герой не кажется целостным. Напротив, его раздирают противоречия между собственными фантазиями, выдуманными болезнями и действительностью, которая его пугает. А его детская доброта, конечно, привлекает, но никак не оправдывает потерянной жизни. И особенно остро это чувствуется в финале спектакля.

Постановка Никиты Бахметьева получилась живой и динамичной. Чувствуется, что актеры вместе с режиссером находятся в поиске новых граней этого увлекательного материала. Очень интересно будет посмотреть этот спектакль еще раз через несколько месяцев.

 И все-таки почему «БезОбломов»? Мой ответ в том, что в каждом из нас время от времени проявляется обломовщина. И это признак того, что мы застряли в каких-то переживаниях и нам пора измениться, чтобы обрести большую степень целостности, живости и человечности. А может быть, весь спектакль – это сон Ильи Обломова, который большую часть жизни провел в тяжелом сне? Недаром же он жаловался доктору на то, что часто не может проснуться.

Спектакль «БезОбломов». Фото: Руслан Чечин

В каждом из нас время от времени проявляется обломовщина. И это признак того, что мы застряли в каких-то переживаниях и нам пора измениться. Впрочем, каждый зритель углядит свои смыслы в спектакле Никиты Бахметьева. Следующий раз «БезОбломова» можно увидеть 14 марта и 21 апреля. Покупайте билеты заранее. На малую сцену они раскупаются очень быстро.

 

Андрей Сабынин

221 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Лента новостей
Прокрутить вверх