Транспортная реформа стартовала в Твери 3 февраля 2020 года. Самое время подвести ее итоги, озвучив острые вопросы. А у жителей их накопилось немало.
Автобусы «Транспорта Верхневолжья» обслуживают Тверь, Ржев, Старицу, Кимры, Зубцов и Конаково. По данным перевозчика, за четыре года пассажиры совершили 361,2 млн поездок. Лидером предсказуемо является Тверь и Калининский район – 325,3 млн, в Ржеве – 17,1 млн, а в Кимрах – 13,4 млн поездок.
Доля безналичных платежей достигла 91,9%.
Важно, что во всех автобусах «Транспорта Верхневолжья» действует единая система льготного проезда. Льготный проездной стоит всего 302 рубля в месяц. Напомним, что цену проезда повышали в марте 2023 года. Стоимость одной поездки по карте составляет 30 рублей, а наличными – 35 рублей. На самом деле, это средняя цена по России. Для примера, во Владимире стоимость проезда составляет 30 рублей, в Ярославле – 32 рубля, а в большой Казани – 35 рублей.
Плюсы транспортной реформы
Главный плюс заключается в создании единой транспортной системы. Через приложение «Волга» можно отслеживать актуальное расписание, а также в онлайн-режиме видеть, где находится конкретный автобус. У жителей Твери появилась возможность оплачивать проезд картой. А еще можно купить проездной на несколько поездок. Важно, что теперь кроме ЕСПБ есть и школьный проездной.
Синие автобусы ездят рано утром (на некоторых маршрутах с 5 утра) и до поздней ночи. Маршрутчики выходили на линию и уходили с нее, когда это было им выгодно. Например, уехать с железнодорожного вокзала в 10 часа вечера было уже крайне проблематично. В часы пик водители маршруток устраивали гонки на дороге, подрезая друг друга. С появлением синих автобусов аварийность на дорогах снизилась.
Минусы транспортной реформы
Их, к сожалению, немало. Создатели транспортной реформы пошли простым путем и просто заменили маршрутки синими автобусами. Многие маршруты дублируют друг друга на 60%! В идеале нужно было создавать новую транспортную систему города – с оптимальными маршрутами и внятной системой пересадок. Сейчас ее, по сути, не существует. Вы можете пересесть с одного автобуса на другой, но вам придется доплатить к 30 рублям еще 20. Таким образом стоимость поездки вырастет почти до московских 50 рублей. Если бы пересадка в течение часа была бесплатной, людям стало бы удобнее добираться из одного района в другой.
Маршруты не оптимизированы, поэтому в городе можно часто увидеть «паровозики» из синих автобусов. А главное – не оптимизировано расписание: в течение несколько минут могут прийти три автобуса разных маршрутов, а следующего синенького придется ждать порядка 30 минут.
«Как еще вас умолять, чтобы все же провели логистические исследования по всем маршрутам? Разнесите расписание транспортных единиц разных маршрутов, чтобы между автобусами, едущими в одном направлении по одной и той же улице, была хотя бы одна-две минуты»,– взывает к «Транспорту Верхневолжья» в социальных сетях жительница Твери Наталья.
В часы пик автобусы переполнены. Например, сесть в автобусы № 15 и 51 на улице Красина в районе 7-8 утра практически невозможно. И такая проблема на многих маршрутах. Ситуацию усугубляет тот факт, что многие рейсы отменяются без объяснения причин. Допустим, с 8 до 9 утра должно приехать четыре автобуса, а приезжает только два. Более того, в приложении «Волга» появляются фантомы этих рейсов. Ты видишь, что синенький подходит, выходишь на остановку, а его нет.
Увы, количество автобусов на многих рейсах сокращается.
«Что происходит с расписанием 177-го автобуса? Почему убрали рейс в промежутке с 15 до 16 часов? Полтора часа интервала! Зато сразу три рейса с 13-14», – возмущается жительница Твери Евгения.
Больше всего страдают жители городских окраин. Так, жители деревни Никола-Малица пишут о том, что интервал между автобусами увеличился с 20 до 30 минут. С учетом отмены некоторых рейсов он иногда вырастает до часа.
«Здесь живет почти 1000 человек. Мы вынуждены писать жалобы и обращения, чтобы навели порядок. Даже если те рейсы автобусов, которые заявлены в расписании, будут приходить вовремя, без пропусков, уже будет счастье», – говорит жительница деревни Светлана.
Схожая проблема и у жителей деревни Черногубово. В вечерние часы отменяются многие рейсы на маршруте № 223 и 116.
«Я помню, как в Черногубове на конечной стояло по три-четыре маршрутки, ожидая свой интервал. А сейчас? Автобус № 116 днем ходит раз в час, а утром и особенно вечером его вообще практически не бывает. Пусть эти синенькие крутятся в центре, отдайте окраины частным перевозчикам», – предлагает тверитянка Ольга, которая часто не может добраться вечером с работы до дома.
Мнение водителей «Транспорта Верхневолжья»
В группе «Транспорта Верхневолжья» в социальной сети «ВКонтакте» огромное количество жалоб от жителей региона. В ней разгневанным людям часто смело отвечают водители, которые работают на городских маршрутах. Водитель Екатерина пишет, что на маршруте № 223 многие пассажиры не оплачивают проезд, а кто-то сломал и перевернул единственный туалет, которым пользовались работники «Транспорта Верхневолжья».
Водители также поясняют, что часто рейсы задерживают из-за аварий. Так, 23 января многие рейсы задержались на 70 и более минут из-за ДТП на Московском шоссе. Еще одна причина опоздания автобусов – плохо убранные дороги и улицы, заставленные машинами.
«В морозы до 30 градусов я ехал от пятой консультации до остановки «Речной вокзал» 26 минут. Можете передать привет всем тем, кто заставил Комсомольский проспект машинами», – пишет водитель Андрей.
Люди также жалуются, что пассажирский транспорт останавливается далеко от тротуара. Водители поясняют, что дороги чистят плохо, поэтому, если на низкопольных автобусах подъезжать прямо к тротуару, можно запросто застрять. Это и происходит регулярно.
Есть, конечно, люди, которые благодарны водителям. Так, тверитянка Наталья оставила благодарность водителю маршрута № 233, который любезно открыл двери и подождал, пока все пассажиры, бежавшие по перекрестку, доберутся до автобуса.
«Спасибо, что есть такие совестливые и понимающие люди, ведь большинство уезжает без всякого зазрения совести, да еще и дверь может закрыть прямо перед носом подошедшего пассажира. Как приятно знать, что среди водителей есть все-таки хорошие люди!» – пишет женщина.
Синие автобусы могут исчезнуть?
В одном из государственных СМИ Тверской области появилась статья «Реформа вывозит: четыре года по расписанию». Заголовок, конечно, вызывает улыбку, но это не главное. В публикации нам, жителям Тверской области, обещают безоблачное будущее. Однако это не так. «Транспорт Верхневолжья» находится в глубоком и системном кризисе, о чем «Караван» неоднократно писал в своих публикациях.
В «Верхневолжском АТП» часто меняется руководство. На предприятии творится настоящий бардак. Водителям обещают зарплату минимум 60 тыс. рублей, но по факту платят 45 тыс. и даже меньше. На стоянке предприятия стоят сотни сломанных автобусов. Как пояснили нам механики предприятия, в день иногда приходит до 80 заявок на ремонт. При этом в ремонтных бригадах, работающих по графику с 8 до 20 часов и с 20 до 8 часов, всего по 5–7 человек. Их ремонтируют только на бумаге, а потом снова отправляют в рейс. Нередки случаи, когда водители выходят на маршрут на неисправной технике, что только усугубляет поломку и создает опасность для пассажирам. Из-за некачественного технического обслуживания синие автобусы скоро начнут просто сыпаться. Еще одна проблема – текучка кадров. Порой «Транспорту Верхневолжья» не хватает водителей, чтобы обслуживать все рейсы.
Синие автобусы находятся на балансе ООО «Верхневолжское АТП». Уставный капитал предприятия всего 10 тысяч рублей, 51% акций принадлежит Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, 49% – у ООО «Контроль-Сервис».
Важно помнить, что автобусы в рамках госконтракта оплачивает бюджет Тверской области. Правительство Тверской области в 2024 году выделит «Верхневолжскому АТП» 4,1 млрд рублей. При этом от продажи билетов планируется получить 2,5 млрд. Убыток прогнозируется в размере 1,6 млрд. Однако контрольно-счетная палата Тверской области в своем отчете обратила внимания на то, что собрать 2,5 млрд рублей в год, скорее всего, не получится. Более вероятная цифра – в районе 1,5 млрд рублей.
Опасность ситуации в том, что в Твери и многих других городах области работает единственный перевозчик. И если вдруг он прекратит работу, в областной столице просто не останется общественного транспорта. Троллейбусы по Твери больше не ходят. Трамвайное движение, которое, напомним, приостановили временно, возрождать, похоже, и не собираются.
Чтобы минимизировать потери бюджета и наладить работу общественного транспорта, нужно уже сейчас начать наводить порядок в работе «Транспорта Верхневолжья», но готовы ли к этому власти? Или им проще хвалиться плюсами реформы, закрывая глаза на все минусы? Давно пора начать ее второй этап – оптимизировать маршрутную сеть и расписание с учетом запросов жителей, начать серьезно бороться с зайцами и создать внятную систему пересадок, а главное – навести порядок в работе самого «Верхневолжского АТП».
Сергей Минин