В Калининском районе прошли стихийные сельские сходы против измененного маршрута Северного обхода Твери трассы М-11
3 октября в ряде поселений Калининского района прошли сходы жителей по сбору подписей против прохождения скоростной автодороги в непосредственной близости от населенных пунктов. Мы побывали в селах Бойково и Первомайские Горки Кулицкого сельского поселения, а также в селах Никола и Вишняково Михайловского сельского поселения и выяснили, чем грозит появление здесь федеральной автомагистрали.
Измененный маршрут
27 ноября 2019 года в присутствии президента России Владимира Путина состоялось торжественное открытие федеральной автодороги М-11 Москва – Санкт-Петербург. Новая автодорога протяженностью 684 километра получила название «Нева». Однако на момент открытия не был построен участок с 149-го по 208-й километр (так называемый северный обход Твери). Его проект должен быть готов в 2021 году.
Изначально участок автодороги в обход Твери и мост через Тверцу планировалось строить в створе Жорновка – Черногубово. Проект был разработан еще в 2009–2012 годах, одобрен Главгосэкспертизой, а 5 июня по итогам встречи губернатора Тверской области Игоря Рудени и председателя правления ГК «Автодор» Вячеслава Петушенко представлен широкой публике.
Но 24 сентября в ходе новой встречи Рудени и Петушенко, как сообщает официальный сайт регионального правительства, было объявлено уже о новом варианте северного обхода Твери. Согласно ему, федеральная автодорога должна будет пройти выше по течению Тверцы. Он-то и вызвал переполох среди жителей ряда сельских поселений Калининского района, которых никто из представителей власти не оповещал, никаких необходимых в этом случае обсуждений и слушаний не проводил.
В качестве довода, по которому маршрут М-11 был перенесен, было названо то, что за эти несколько лет правобережье Тверцы за Соминкой активно развивалось и застраивалось. Однако можно предположить, что основной причиной (или одной из причин) является освобождение инвестора от необходимости строить новый водозабор, что было в первоначальном плане проекта, так как действующий Тверецкий водозабор уже к тому времени требовал полной реконструкции, а также застройщиков, которые вели строительство по прежнему маршруту М-11, от возможных проблем с отчуждением земельных участков.
Но территория, по которой должен пройти обновленный маршрут, это не глухие леса и болота, а живые и активно застраиваемые деревни. В последние 10–15 лет земля здесь активно продавалась, люди строились, зная, что им обеспечена экологическая чистота, тишина, красивый лес.
Деревни окажутся отрезанными
Оксана вместе с семьей живет в деревне Олбово почти семь лет. Живет круглый год, работает в Твери. В хозяйстве куры, гуси, индюшки. Вроде и за городом, но не медвежий угол: до остановки электрички минут десять пешком, недалеко автобусная остановка. Переехала из города, потому что здесь чистый воздух, лес рядом, а также реки Тверца и впадающая в нее Кава.
Таких, как Оксана, сбежавших в сельскую местность от городской пыли и тесноты, в Кулицком сельском поселении если не большинство, то как минимум значительная часть. Кулицкое сельское поселение – это 36 деревень, включая административный центр муниципального образования станцию Кулицкую. Общая численность населения – более двух тысяч человек. Тверца, Красный Бор, Бойково, Рагодино, Старое Чопрово, Новое Чопрово, Садыково – все эти населенные пункты живые. Много здесь молодых семей с детьми-школьниками. Кто-то на постройку дома брал кредиты. Похоже, сельская идиллия здесь может очень скоро закончиться.
«Вот вдоль этого леса и должна быть построена автотрасса», – показывает рукой Оксана в сторону Первомайских Горок.
На схеме видно, что северный обход пройдет между деревнями Кустово, Олбово, Первомайские Горки и Великое Село. К каким последствиям это приведет? Прежде всего, указанные деревни будут попросту отрезаны друг от друга, потому что сохранятся ли в этом случае все сельские дороги – очень большой вопрос. Отрезанной окажется и станция Кулицкая, где находится вся социальная инфраструктура поселения: администрация, школа, амбулатория, почта. Кроме того, участки некоторых домов окажутся в непосредственной близости от М-11. Не говоря уже про шум, пыль, выхлопы, нарушения экологии и прочие «прелести» соседства с оживленной скоростной дорогой.
Администрацию никто не оповестил
Впрочем, не только сельские жители были поставлены перед неприятным фактом. В такой же ситуации, похоже, оказалась и администрация Калининского района. Присутствовавшая на сходе заведующая отделом архитектуры и градостроительства администрации Валентина Петрушко рассказала, что никаких официальных документов по поводу изменения коридора северного обхода Твери к ним не поступало. Что она сама, как и сельчане, узнала о возможной корректировке маршрута автодороги М-11 из СМИ.
Ключевое слово здесь – «возможной». Именно поэтому пока есть возможность решить вопрос с переносом автодороги подальше от населенных пунктов. Для этого жители Кулицкого, Михайловского и Медновского сельских поселений в течение двух дней собрали около трех тысяч подписей и подготовили соответствующее обращение на имя президента Владимира Путина, зампреда правительства Марата Хуснуллина, губернатора Игоря Рудени и главы Автодора Вячеслава Петушенко. Сейчас, когда готовится номер, это обращение, отметил руководитель инициативной группы Ларион Лушников, будет отправлено в соответствующие инстанции.
Присутствовавшие на сходе граждане говорили, что они понимают всю важность скоростной автодороги, поэтому отнюдь не против ее строительства. Но и того, чтобы дорога оказалась прямо над их «головами», они тоже не хотят. Именно поэтому они и просят пересмотреть проект северного обхода, чтобы он прошел по безлюдным местам, не затронув интересов людей.
Утром собирались жители деревень Никола и Вишняково Михайловского сельского поселения Калининского района. Они неожиданно обнаружили, что скоростная автодорога пройдет как раз между их деревнями, которые отделяют друг от друга примерно 500 метров. Особенно неприятным сюрпризом это стало для людей, чьи участки практически примыкают к будущей скоростной дороге. Так, у местной жительницы Натальи дорога пройдет в десяти метрах от огорода.
Что характерно, власть решила народ просто игнорировать. Нашим коллегам правительством Тверской области запрещено писать о ситуации в селах, страдающих от северного обхода. Жители пытались пригласить к себе депутата Госдумы Светлану Максимову, которая сама когда-то была фермером под Тверью, но она ответила, что, дескать, это округ Сергея Веремеенко и поэтому она не должна здесь работать.
Конец фермерства?
«Я из деревни Троица, мы будем зажаты между трассой и Тверцой, из-за выхлопов прощайте ягоды и грибы, около трассы нельзя собирать. Интересно, а переходы через трассу для людей и животных планируются?» или «Несколько лет назад мы продали дом в городе и переехали жить и работать в деревню. Когда выбирали место для нашего хозяйства, мы сверялись с картой предполагаемого строительства платной трассы М-11. Она проходила в стороне от нашей деревни. Мы купили дом, трудились, развивали подсобное хозяйство. Недавно мы узнали о том, что план изменился и дорогу хотят пустить через 14 деревень, в том числе и через нашу деревню. Для нас это будет концом нашего фермерства» – вот некоторые выдержки из группы «СТОП-М11» в соцсети «ВКонтакте».
Удастся ли жителям сельских поселений достучаться до власти? «Караван» продолжит следить за развитием ситуации.
Михаил ЛЕТУЕВ
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.