Сладкие ожидания: станет ли этот год в Тверской области «медовым»

16.08.2025, 17:01
фото: freepik/freepik.com

Эксперты Россельхозбанка проанализировали состояние рынка пчеловодства в России и обозначили ключевые тенденции его развития. По данным Центра отраслевой экспертизы РСХБ, в 2024 году общий объем производства меда во всех категориях хозяйств составил 63,1 тысячи тонн, а в текущем году ожидается рост до 65 тысяч тонн. Динамичное развитие подотрасли, по мнению экспертов, обосновано как ростом спроса на натуральные продукты, так и популярностью агротуров на пасеки и апитерапии.

ЛПХ и фермеры лидируют в медосборе

Наибольшие объемы меда традиционно производятся в личных подсобных хозяйствах: на небольших пасеках по всей России в прошлом году было собрано 58,6 тысячи тонн (93% от общего сбора меда по РФ). Значительная доля в производстве этих категорий хозяйств обусловлена особенностью ведения пчеловодства в небольших объемах и спросом на локальные производства натурального меда.

Потребители уверены, что такие хозяйства сохраняют семейные традиции пчеловодства, используют щадящие технологии и обеспечивают уникальный вкус продукта. Крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП в свою очередь произвели 3,9 тысячи тонн меда. Сельхозорганизации занимают наименьшую долю в производстве: в прошлом году их вклад в общий объем меда составил 646 тонн.

Карта российских пасек

фото: efemadrid/freepik.com

Приволжский федеральный округ не первый год является лидером по объемам производства меда: в 2024 году здесь собрали 19,3 тысячи тонн (более 30% от общероссийского показателя). В число ключевых регионов ПФО по сбору меда входят Башкортостан (5048 тонн) и Татарстан (3698 тонн).

Пчеловоды Центрального федерального округа также демонстрирует высокие результаты производства – в 2024 году они собрали 16, 1 тысячи тонн меда. Вклад в лидерство ЦФО внесли Воронежская (3562 тонны), Белгородская (2424 тонны) и Орловская (1594 тонны) области.

ТОП-3 по медосбору закрывает Сибирский федеральный округ – в прошлом году сибиряки собрали 9,2 тысячи тонн меда. При этом больше половины этого объема приходится на Алтайский край – местные пчеловоды собрали 5 465 тонн. Такой объем производства на регион является рекордным по стране – пчеловоды края вносят большой вклад в медосбор, а бренд алтайского меда известен по всей России.

В то же время прогноз для Тверской области не такой оптимистичный. Как рассказала помощник пчеловода семейной пасеки, амбассадор тверского РСХБ Татьяна Жилина, 2025 год оказался непростым для пчеловодов, в том числе из-за дождей.

«Это не медовый год, но без меда не останемся. До основной откачки меда, которая происходит после 14 августа, мы немного собрали майского и июньского меда, что не так часто бывает в Тверской области, зоне рискованного земледелия, – пояснила Татьяна Жилина. – В то же время хочется отметить, что у нас хороший урожай цветочной пыльцы, есть привесы».

Как определить фальсификат

Татьяна Жилина обратила внимание на серьезную проблему на рынке меда: значительная часть продукции подделывается по ботаническому происхождению. По ее словам, покупателям часто предлагают дешевые сорта меда, выдавая их за элитные. Например, вместо дорогого каштанового или разнотравного меда продают подсолнечниковый. Такая ситуация распространена на ярмарках, где работают приезжие продавцы, а также в обычных розничных магазинах.

Чтобы гарантировать себе приобретение настоящего и качественного меда, Татьяна советует покупать его непосредственно у пчеловода-производителя.

Диверсификация бизнеса

Современные пчеловоды все чаще расширяют ассортимент продукции. Они начинают предлагать покупателям пчелопакеты для разведения пчел, пергу, маточное молочко, воск, соты. Продукты пчеловодства входят в основу производства гомеопатических препаратов и натуральной косметики.

Также ЛПХ и фермерские хозяйства расширяют свой бизнес за счет развития агротуризма – программы посещения пасек включают в себя возможность изучить тонкости работы с пчелами, а также – продегустировать продукцию, собранную своими руками. Такая диверсификация бизнеса позволяет хозяйствам увеличивать доходность и узнаваемость бренда и привлекать новых покупателей.

8 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх