
Чем уникален тверской мед, что можно увидеть в пчелиной лаборатории и зачем на пасеку едут туристы рассказала предприниматель из Тверской области, выпускница «Школы фермера» Татьяна Жилина.
– Татьяна, вы педагог по образованию – ничего общего с агробизнесом. Почему именно пчелы, откуда такое увлечение у городского жителя?
– Все началось десять лет назад с предложения моего супруга Алексея поставить пасеку в деревне Троица, что в 30 километрах от Твери. На тот момент мы оба работали в продажах и дела шли не очень хорошо. Тогда Алексей сказал: «Давай займемся сельским хозяйством, на кусок хлеба всегда заработаем». Он по образованию зооинженер, окончил Тверскую сельскохозяйственную академию. Я же о пчелах знала только то, что они делают мед. Откуда и как – понятия не имела.
Начали с десяти семей и на тот момент пчеловодство скорее было хобби, чем бизнес. Очень полезной для работы на пасеки оказалась учеба в областной «Школе фермера», занятия в которой организованы совместными усилиями Россельхозбанка, Тверской сельхозакадемии и областного Минсельхоза. Мы не только получили теоретические знания, но и на практике побывали в нескольких фермерских хозяйствах региона. И для меня главным итогом учебы стало понимание некоторых бизнес-процессов.

Со временем пасека разрослась до промышленной и сегодня у нас 120 семей. Так как территория не большая мы держим пчел в павильонах – это конструкции, разделенные на отдельные отсеки, где располагаются ульи. Кстати, первые два приобрели за счет средств гранта «Агростартап» пять лет назад.
Наверное, с этого момента наша жизнь кардинально изменилась. Если раньше мы на пасеке были наездами, то теперь не всегда удается выехать в город: с апреля по октябрь – горячая пора. При этом я не могу себя назвать пчеловодом, я скорее помощник пчеловода, своего супруга: он мне говорит, что делать – я делаю.
Нравится ли мне на селе? Конечно. Несмотря на то, что жизнь в деревне требует постоянной самоотдачи, это труд благодатный. Да, не получится отсидеться в офисе с девяти до шести, забыв обо всем, как только переступил порог. Здесь работа ждет тебя всегда: и ранним утром, и поздним вечером. Но в этом есть своя прелесть.
Вы знаете какой удивительный воздух на пасеке? Он особенный, густой и сладкий, пропитанный ароматом меда. А жужжание пчел? Это ведь не просто шум, это настоящая песня. Я уже и не могу без пчел – попала к ним в настоящую зависимость.

– Вы производите не только мед, но и множество других продуктов от перги до восковых свечей и леденцов из пыльцы. Где находите покупателей?
– С самого начала несмотря на небольшие объемы мы начали выстраивать канал продаж: ведь не так сложно произвести продукт, главное его реализовать. А в пчеловодстве достаточно большая конкуренция и всегда нужно быть на шаг впереди. Тут и пригодился наш опыт в продажах.
Мы постоянные участники всех гастрономических фестивалей. Уже несколько лет сотрудничаем с Россельхозбанком: здесь для нас, фермеров, готовы не только финансовые предложения, но и поддержка в части продвижения продукции. На постоянной основе участвуем в мероприятиях, организованных банком – это и «Вкусные пятницы», ярмарки на площадках различных организаций. Здорово, что есть такие возможности – здесь мы ближе знакомимся с нашими клиентами, получаем от них благодарности.
Несмотря на то, что у всех на слуху башкирский, алтайский мед, тверской уникальный по своему составу и всегда находит своего потребителя. В нем присутствует большое количество разнообразных ферментов, вырабатываемых пчелами и переходящих из них в нектар. При норме восемь показатель дистазного числа (чем он выше, тем натуральнее и зрелее продукт) нашего меда достигает 25. Собранный на богатом разнообразии дикорастущих трав он считается целебным .
Широкий спектр для продвижения продукции предлагает платформа «Свое родное». Это уникальная возможность выйти за пределы региона и заявить о себе на всю Россию. Куда мы только не отправляли свой мед, самой дальней точкой, пожалуй, был Магадан. Кроме того маркетплейс является отличным инструментом для обмена опытом и налаживанием деловых связей меду предпринимателями. Здесь можно найти новых партнеров, получить консультации и просто поделится своими успехами и проблемами с единомышленниками.


– Ваш выпускной проект в «Школе фермеров» был посвящен агротуризму на пасеке и занял первое место. Туристы едут на ферму?
– Вплотную агротуризмом занялись два года назад, чтобы познакомить интересующихся с миром пчел и расширить рынок сбыта. Мы показываем привычные для всех ульи, и деревянные колоды – это «природные» домики для пчел. Рассказываем, какие цвета различают насекомые, как делают мед. Каждый из посетителей может почувствовать себя настоящим пчеловодом и посмотреть на весь процесс производства меда: надеть специальный костюм, открыть ульи, если там уже есть мед, достать его и распечатать, откачать. Можно потом этот мед, который сам добыл, взять собой.
Изюминка нашей фермы – пчелиная лаборатория, единственная в России. В ней разводим миролюбивых пчел породы Бакфаст. Это и позволяет туристам безопасно находиться в окружении насекомых. В лаборатории можно и посмотреть на мир так называемым фасетчатым зрением (как пчелы), узнать об их строении через микроскоп.
Популярностью пользуется апидомик, где под двумя лежаками делают мед пчелы. У апидомика несколько эффектов. К примеру, ароматерапия и приятное гудение – белый шум, который успокаивает нервную систему. После двухчасового сна в этом помещении туристы быстро наполняются силами.
Пока гостей не так много, как хотелось бы, в 2024 году было более четырехсот. Но я уверена, что пчелиное спа вполне может стать новым трендом тверского экотуризма.
Елена Тихонова
фото: vk.com/pasekazhilina