Когда рассматривают тверскую историю и рассуждают о ее творцах, то прежде всего почему-то касаются ее военно-политической составляющей в лице князей, воевод, политических деятелей, губернаторов, генералов и т.д. Однако церковные деятели, особенно в средние века, тоже сильно влияли на ход тверской истории. Мы расскажем о тверском епископе Симеоне, очень почитаемом в былые века в Твери местночтимом святом.
Значимый 1271 год
750 лет назад 1271 год для Твери оказался многозначительным. В этом году умер «ида из татар» князь Ярослав Ярославич Тверской и его сын от первого брака Михаил, родился сын, названный тоже Михаилом, от второй супруги Ксении Юрьевны и впервые в тверском летописании прозвучало имя епископа Симеона из Полоцка. Вот о нем наш краткий рассказ.
Дату рождения Симеона летописи нам не донесли, но дату кончины дали – 1289 год (по н. ст.). Предположив, что этот известный полочанин прожил 50–60 лет, сделаем вывод о приблизительной дате рождения – 1230–1240-е годы. Его семья была из княжеского рода Полоцка, но сам Симеон стал церковным деятелем православной церкви епископата Великого княжества Владимирского на Руси. Княжеское происхождение давало ему возможность иметь независимую позицию в местной политике. Примером этого служит известный диалог с полоцким князем Константином, вошедший во многие сборники древнерусской литературы. Приводим его перевод на современный язык.
«Полоцкий князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру за что-то своего тиуна, сказал при всех епископу: «Владыко, где будет тиун на том свете?» Епископ Семен отвечал: «Где и князь!» Князь же, рассердившись, говорит епископу: «Тиун неправильно судит, взятки берет, имущество людей с торгов продает, мучит, злое все делает, а я тут при чем?» И говорит епископ: «Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду любит, то выбирает тиуном или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха Божия, разумного, праведного, творящего все по законам Божиим и судить умеющего. Тогда князь – в рай и тиун – в рай. Если же князь лишен страха Божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, Бога не боящегося, закона Божия не знающего, судить не умеющего, – только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустил на людей, вручив ему меч, так и князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь в ад, и тиун с ним в ад!»
Согласитесь, уважаемый читатель, что это древнее наставление Симеона справедливо и в XXI веке для многих нынешних князей и подвластных им тиунов.
Воспитатель Михаила Тверского
В 1263 году в результате очередной свары между князьями Полоцка был убит племянник Симеона, тоже из князей. Опасаясь за себя и родственников, Симеон решил удалиться во Владимирский епископат. Великим княжеством Владимирским тогда управлял Ярослав Ярославич, младший брат недавно умершего Александра Ярославича (Невского). Произошла встреча епископа с великим князем, который лелеял мечту всячески возвысить свой удел – Тверь и Тверское княжество. Своя епархия, свой епископ – одно из составляющих значимости Твери среди других княжеств. Симеон сразу согласился возглавить церковные дела в Твери. Некоторые источники говорят, что назначение Симеона в Твери произошло в 1267 году или чуть позже, он поселился в самой Твери, получив в «кормление» на нужды епископата несколько местечек. Главным храмом тогда служила церковь Козьмы и Дамиана, вся из дерева.
Наступил 1271 год. Летом (или по другим данным – зимой) Ярослав решил ехать в Орду вместе с братом Василием и племянником Дмитрием решать спор о княжении в Новгороде. Такие дела решались только в ставке хана. На обратном пути он умер, и, как полагают некоторые историки, умер он 16 сентября. «…И везоша его на Тферь Епископ Семен, Игумени и Попове и положиша в церкви св. Кузмы и Демьяна» (Троицкая летопись).
Что означает слово «везоша»? Был ли епископ Симеон тоже в ставке хана или он встретил прах князя где-то на пути домой? Вероятнее второе.
Тверским князем становится Святослав Ярославич. Неизвестно, его брат Михаил был еще жив или умер, так как сведений о нем нет. Симеон, надо полагать, благословил Святослава на княжение и заручился обещанием не обижать вдову Ярослава княгиню Ксению. У нее росли две дочери, рождавшиеся в 1265–1270 годах, после смерти мужа Ксения осталась беременной. Свой авторитет и жизненный опыт Симеон посвятил опеке княгини с детьми.
Как озвучено в летописях, Ксения родила сына, будущего великого князя Михаила Тверского, через шесть недель после смерти мужа, то есть где-то между 1 и 8 ноября по н. ст. Став взрослым, Михаил особенно ценил свое тезоименитство во имя архангела Михаила, оно отмечается 8 ноября. Полагаем, что выбор имени новорожденному произошел под влиянием епископа Симеона.
Основание
Спасо-Преображенского собора
В 1276 году в Твери произошел пожар, жестоко прокатившийся по деревянному городу. Пострадала и главная церковь Козьмы и Дамиана. Может быть, уже тогда у епископа возникла мысль создать каменную церковь? Скорее всего, экономика княжества да и отношение князя Святослава к этой идее не способствовали осуществлению задумки. В 1282 году снова полыхнул пожар, и снова наряду с другими домами погорела главная церковь. Мысль о постройке каменной церкви снова возникала не только в голове у Симеона.
Наступил 1285 год. Со страниц летописей исчезает имя князя Святослава, скорее всего он умер. Зато появляются имена 14-летнего князя Михаила, епископа Симеона и княгини Ксении при освещении давно ожидаемого события: закладки каменного храма во имя Преображения Господня на месте бывшей церкви Козьмы и Дамиана.
Стройка стала испытанием для всех. Заготовка белого камня, наем зодчих и рабочих, внутренние работы и многое другое растянулись на пять лет. «Престарелый архипастырь, предчувствуя близкую свою кончину и не надеясь видеть окончание величественнаго Спасо-Преображенского собора, освятил внутри онаго малую церковь (придел) в честь Введения Пресвятыя Богородицы». Произошло это в 1287 году.
С 1285 годом связано другое важное в Тверской истории событие. Заслугой епископа Симеона стало начало тверского летописания. На этот факт указывали российские историки Н.И. Костомаров, А.А. Шахматов, М.Д. Приселков, А.Н. Насонов, Д.С. Лихачев (подробнее см. «Тверские летописи. Древнерусские тексты и переводы». В.З. Исаков, 1999).
В 1286 году воспитанник Симеона князь Михаил Ярославич, 15-летний отрок, во главе тверской дружины отбил набег язычников литовцев на волость Олешну, принадлежащую епископу по решению покойного Ярослава. Врагов прогнали, полон отняли, славу приобрели.
Умер святитель епископ Симеон 3 (16) февраля 1289 года. Могилу устроили в недостроенном соборе. В 1319 году рядом с ним положат прах его воспитанника – Михаила Ярославича. Память о них люди хранят доныне.
Они стояли
у истоков тверской славы
Три человека стояли у истоков военно-политической и социально-политической тверской истории: князь Ярослав Ярославич, его сын Михаил Ярославич и епископ Симеон, каждый со своей спецификой. Память о князе Михаиле ныне восстановлена. А вот личность Симеона как-то стушевана в наших мозгах. А зря.
Читатель может возразить, что в Твери есть улица Симеоновская, этого достаточно. Но это не так: улица названа народом в честь стоявшего когда-то храма Симеона Столпника на месте бывшего автовокзала, в будущем Дворца бракосочетаний. В память о епископе Симеоне можно подумать о памятной доске или бюсте возле Спасо-Преображенского собора.
Хорошо бы нашим властям – светской во главе с губернатором Игорем Руденей, духовной во главе с митрополитом Амвросием подумать о побратимстве с древним белорусским городом Полоцком, родиной епископа Симеона, так много сделавшего для Твери. Кроме того, с белорусами у нас доброе духовное и историческое родство, чем не причина для побратимства? А что об этом думает городская власть?
Борис Ершов