Руководитель Службы клинической психологии ДОКБ, кандидат психологических наук Василий Сериков о том, как сделать, чтобы родительские «ярлыки» не стали жизненными установками.
Конечно, иногда наши чада совершают проступки, за которые нужно поругать и наказать. Встает вопрос о том, как это сделать с максимальной пользой и для ребенка, и для родителя?
Об этом Василий Васильевич Сериков рассказывает на официальной странице ВК «Детская областная больница – Тверь».
В порыве гнева родитель может вылить на своего ребенка такие обидные слова, которые навсегда останутся в его памяти в виде родительских установок. И с ними придется работать уже психологу.
Вспомните, как вы ругаете своих детей и что именно в этот момент говорите: Бестолочь! Руки растут не из того места! Да с такими руками у тебя в жизни ничего не получится! Да ты идиот! Растяпа! Да ты… И что же в этот момент запомнит ребенок? Ему реагировать на проступок или обидные «ярлыки» матери или отца? Конечно, ребенок запомнит последнее, и именно это будет усвоено. В момент такой ссоры ребенок теряет всякую надежду на исправление. Он считает себя плохим!
Дело в том, что родитель для ребенка еще самый главный, самый значимый взрослый, и он начинает свято верить этим характеристикам и встраивать их в свою жизнь. Например: «Я же идиот, так мать всегда говорила, чего же вы тогда от меня ожидаете? У меня же руки растут не из того места, мне говорил отец, тогда зачем мне вообще брать в руки инструмент и что-то пытаться сделать? Да у меня ничего не получится, ведь я – бестолочь…» Теряется смысл всей жизни, доходит до различных психических расстройств, депрессий, даже суицидальных мыслей.
У ребенка складывается впечатление, что родители его не любят, что он никому не нужен. Отсюда поиск различных референтных групп с похожими проблемами. Что же делают эти группы? Какие в них ценности, смыслы? Да, хорошего мало. Здесь и первые «легкие» наркотики, и замыкание, потеря доверия между родителями и ребенком. Вообще дистанцирование от родителей. У них я бестолочь, а здесь, в группе, я – человек! Меня в этой группе понимают и, главное, принимают таким, какой я есть.
В этой ситуации трудно уже помочь и родителю, и ребенку. Но справиться все же можно. Главное, пересмотреть свою жизнь и те установки, которые в порыве гнева родитель дает своему чаду. Без совместной деятельности с психологом уже не обойтись. А еще лучше, по возможности, вовремя поймать себя «за язык». Постараться услышать, что именно и как вы говорите своему ребенку, чтобы не допустить развития вышеизложенной ситуации.
Давайте учиться правильно ругать своих детей. Говорим ребенку о своих чувствах, используя так называемые «я-сообщения».
Правильно — во-первых, безоценочно, без навешивания «ярлыков» и критически опасных установок, которые ломают жизни и судьбы детей. Ведь кто такой ребенок? Он самый-самый родной и любимый! Самый долгожданный и неповторимый! Самый одаренный и волевой! Вот так и ругаем: «Ребенок, ты у меня самый родной! Самый любимый и значимый для меня! Но как ты мог совершить такой плохой поступок?! Посмотри, как поступок расстроил отца! Как он теперь переживает за то, что поступок совершил его любимый сын или дочь. Скажите ему, какие именно чувства у вас вызвал его поступок. После некоторой практики у вас обязательно получится ругать своего ребенка правильно, без нанесения психологических травм! Ребенок будет знать самое главное — он ЛЮБИМ!!! Он волевой и одаренный, он больше никогда не будет совершать такой поступок, потому что плохой поступок расстраивает родителей! До ребенка начинает доходить смысл содеянного, и у него начинает правильно формироваться и самооценка, и очень важное качество — рефлексия.
Дорогие родители, учитесь ругать своих детей во благо. Постепенно, не сразу, но правильно и полезно! Ведь счастье родителей зависит от счастья их детей. И если дети чувствуют, что любимы, значимы, талантливы, успешны, то такие установки точно приведут их к смыслу и правильным поступкам! Удачи вам!