29 февраля в помещении студии «Холмакс» прошел показ спектакля «Быстрого театра» «Солнечная линия» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева. В ее основе – развернувшаяся в пять часов утра семейная сцена. Супруги Барбара (Людмила Туманова) и Вертер (Александр Селюк) на протяжении всей пьесы выясняют отношения, делая время от времени попытки примириться. Солнечная линия – это та черта, за которую никто из них не хочет или не может переступить.
Драма с приключениями
«Я хотел показать механизм, почему люди не могут найти контакт, что им мешает», – так пишет о «Солнечной линии» автор Иван Вырыпаев. То они мечтают, как им будет хорошо, когда наконец-то выплатят кредит, то опять ссорятся, упорно не желая слышать и понять друг друга: «Я сейчас извинялся перед тобой» – «Что ты сейчас делал? Это ты сейчас делал?..» Сюжет, близкий каждому человеку, но при этом не банальный: разве ни у кого хотя бы раз не было такой ситуации, когда он никак не хотел кому-то уступить? И если выражение: «Театр – лекарство для души» понимать буквально, то «Солнечная линия» имеет ярко выраженный профилактический характер, показывая, как нельзя вести себя с близкими людьми. Да не только с близкими.
Иван Вырыпаев – сценарист, режиссер, один из самых востребованных российских драматургов, творчество которого хорошо известно в России и за рубежом. «Солнечная линия» в настоящее время идет на сцене Александринского театра Санкт-Петербурга и Центра имени Вс. Мейерхольда. А в Твери ее постановка прошла, так сказать, с приключениями. Незадолго до премьеры, которая должна была состояться в первых числах февраля в подростково-молодежном центре на Склизкова, 52 – там, где репетиционная база «Быстрого театра» – руководство центра отказало в показе, сославшись на распоряжение управления культуры. Причиной, как рассказала руководитель театра Татьяна Ручкова, стал анонимный звонок: кто-то посчитал недопустимыми опубликованные в группе «ВКонтакте» фотографии с репетиций. Попытки выступить на других площадках города также заканчивались неудачей, помощь с предоставлением помещения удалось найти лишь в студии «Холмакс».
Сцена – наркотик
Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Это про Татьяну Ручкову, которая и врач, заведующая физиотерапевтическим отделением военного госпиталя, и режиссер любительского театра. Иногда одно мгновение способно изменить судьбу. Для Татьяны Ручковой таким мгновением стала встреча с известным театральным деятелем Николаем Колядой. Продолжая работать врачом, она окончила Тверской колледж культуры имени Н.А. Львова, затем институт культуры в Санкт-Петербурге, где получила специальность режиссера любительского театра. В 2016 году организовала свой «Быстрый театр». Здесь сделали ставку на современную драматургию. Главным образом, как поясняет Татьяна Ручкова, в ней делается больший упор на возможность своих героев высказаться, выразить свои чувства и эмоции. А на сцене это – возможность реализовать свое актерское мастерство, держать зрителя в постоянном напряжении.
«Днем рождения» театра Татьяна считает 4 декабря 2016 года, когда на сцене ПМЦ был показан спектакль «Гардения» по пьесе польского драматурга Эльжбеты Хованец. Сегодня в послужном списке коллектива их одиннадцать. Среди авторов – Ярослава Пулинович, Анжелика Четверигова, Дмитрий Данилов, Юлия Тупикина, Николай Коляда.
«Зрительскую любовь не заменить никакими деньгами», – уверена Людмила Туманова. Для нее роль Барбары из «Солнечной линии» уже четвертая. Людмила – профессиональный художник, специалист по аэрографии. Театральное творчество помогает ей поймать вдохновение. На сцену вышла в буквальном смысле из зрительного зала: пришла на спектакль, а потом решила и сама стать актрисой. Тем более что сама когда-то мечтала о сценическом искусстве. И через два месяца уже исполняла роль в спектакле «Гардения».
«Каждый выход на сцену – это ни с чем не сравнимый кайф, – признается Людмила. – Это как наркотик – ощущать власть над зрительской аудиторией».
Александр Селюк – журналист. Для него сцена – увлечение юности, он с 13 лет занимался в различных театральных кружках. В «Быстром театре» он дебютировал в спектакле «Человек из Подольска» (автор Дмитрий Данилов). Неизвестно, что больше повлияло на качество исполнения – опыт, талант, дремавший до поры до времени и раскрывшийся словно весенний цветок, или, может, атмосфера, создаваемая идейным вдохновителем Татьяной Ручковой, но оба играли так, что, казалось, каждый зритель в зале в течение всего спектакля ощущал себя Барбарой и Вернером.
Прикосновение к вечности
«Было показано, как люди могут прожить друг с другом долгие годы, но не знать друг друга и не понимать. И даже в какой-то момент просто расстаться из-за непонимания. Любовь – это все же работа. И в конце спектакля показано, что герои все-таки любят друг друга и не сдаются, а включаются в эту работу». «Что же это за разделяющая линия? Не что иное, как наше Зарвавшееся Эго, Гордыня, Ложное Я, Ум, Бес… У него много разных имен, суть одна: я-центрированность на чем-то: боли, претензиях, убеждениях, какой-то идее, концепции, как единственно правильной». Вот фрагменты из отзывов о спектакле «Солнечная линия», которые говорят если не обо всем, то, по крайней мере, о многом. Работа над ним шла пять месяцев без отдыха и выходных.
Хотя спектакль не совсем обычный. В том плане, что герои используют ненормативную лексику. Только не спешите морщить носы: звучащие со сцены острые выражения – драматургический прием, который органично вписывается в сюжетную линию, подчеркивая эмоциональность, драматичность картины. Без какой-либо пошлости и наигранности. К этому можно по-разному относиться, но если время диктует свои законы искусства, запретить это никак нельзя. Важно, чтобы это было качественно, чтобы зритель шел, чтобы не просто увидеть или услышать какую-то историю, а прикоснуться к вечности.
«Быстрый театр», как мне кажется, с этой ролью справляется.
Кстати, если у кого есть желание попробовать себя в актерском амплуа, можно обращаться в группу «Быстрый театр».
Михаил ЛЕТУЕВ