В Тверском императорском дворце проходит выставка «Вселенная Тобиаса Верхахта» (6+). На ней широкому зрителю впервые представлена картина кисти фламандского художника рубежа XVI–XVII веков «Горный пейзаж с рекой и жанровыми сценами». Полотно отреставрировали специалисты Тверской областной картинной галереи Светлана Кузенкова и Мария Сахно.
В настоящее время в мире насчитывается немногим более трех десятков картин кисти Тобиаса Верхахта или Тобиаса ван Хахта, как еще называют художника. Их обладателями являются крупнейшие музеи, такие как Лувр в Париже, Прадо в Мадриде, «Старая пинакотека» в Мюнхене, Эрмитаж в Санкт-Петербурге. С 1990 года одна из картин Тобиаса Верхахта – «Горный пейзаж с рекой и жанровыми сценами» – находится в коллекции Тверской картинной галереи.
Ее появление в Твери сродни чуду. Владельцем картины был петербургский коллекционер Г.С. Серый. Когда он высказал желание передать полотно в один из государственных музеев, его предложением заинтересовались в Эрмитаже. Однако параллельно с всемирно известным музеем переговоры с коллекционером от имени Тверской картинной галереи вел искусствовед Владимир Биберин, он тогда как раз оканчивал Ленинградский (Санкт-Петербургский) институт живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Как молодой ученый смог доказать Серому, что именно Тверская галерея достойна Верхахта, как заставил поверить, что именно в Твери в здании, которое тогда в находилось в удручающем состоянии и требовало серьезной реставрации, картина займет достойное ее место – история умалчивает. Однако факт остается фактом: коллекционер отказал Эрмитажу и в 1990 году передал картину в дар Тверской галерее.
Прежде чем представить «Горный пейзаж с рекой и жанровыми сценами» широкому зрителю, предстояло провести серьезную научную и реставрационную работу. Первым исследователем картины стал Владимир Биберин, коллеги по галерее продолжили работу после его скоропостижной смерти в 2020 году.
Перед реставрацией сотрудники Тверской галереи провели масштабную подготовительную работу. В частности, были проведены съемки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, микрохимический анализ образцов грунта и красочного слоя. Всё это позволило реставраторам получить точное представление о том, на чем, чем и как была написана картина. Одновременно реставраторы изучили оптическую структуру полотна Верхахт, приемы построения изображения, которые использовал художник и технику, в которой он работал. Все это потребовало со стороны Марии Сахно и Светланы Кузенковой больших усилий, тем более,что ранее они не сталкивались с фламандской живописью.
«Составляя проект задания на реставрацию, мы, казалось, хорошо представляли желаемый результат. И всё же, в ходе работ, раскрывая от загрязнений фрагмент за фрагментом светоносный, словно сияющий изнутри красочный слой, прозрачные тени, мы снова и снова переживали удивление и радость вовлечения в невероятный мир произведения. Тонируя утраты, мы попытались воссоздать сложную живописную систему картины. Это работы стала для нас особенной, принесла бесценный профессиональный опыт», – пояснили Мария Сахно и Светлана Кузенкова.
Презентация отреставрированного «Горного пейзажа с рекой и жанровыми сценами» прошла при большом скоплении народа. Увидеть картину пришли известные тверские художники и искусствоведы, общественники и журналисты, да и просто любители живописи.
Произведение Верхахта сотрудники галереи расположили строго по центру, чтобы моментально привлекало взгляд зрителя, вошедшего в зал. По обе стороны от него – стенды, рассказывающие о ходе реставрации и особенностях пейзажа.
Несмотря на то, что Тобиас Верхахт родился и умер в Антверпене, искусство живописи он постигал во Флоренции и Риме. Именно впечатления от Италии во много легли в основу его «Горного пейзажа с рекой и жанровыми сценами», являющегося плодом воображения художника.
Интересно, что пейзаж Верхахта можно рассматривать, как несколько независимых произведений, заключенных в одной картине. Мы видим здесь батальную сцену, крестьянок, спешащих по своим делам, кирпичный завод (кирпичи в то время были одной и основных статей экспорта Нидерландов, их них, например, построен Тринити колледж в Кембридже – прим ред), отбеливание полотен (белоснежные ткани – еще одна статья дохода Нидерландов в средние века и эпоху просвещения – прим. ред), военный парусник под флагом Республики соединенный провинций (отсыл к борьбе с испанским владычеством – прим.ред), придорожный крест и, монахов, поднимающихся к пещере отшельника…
Эта картина, действительно, целая вселенная, которая не только рассказывает о жизни во времена Верхахта, в ней заложен глубокий символизм. Например, кирпичный завод являлся для современников аллегорией огня, а поднимающиеся в гору монахи – восхождения к знаниям.
«Подобные пейзажи соединяли реальное и фантастическое. Знатоками в 17 веке они воспринимались как форма визуальной терапии и средство борьбы с меланхолией. Не случайно мы снабдили нашу выставку большим количеством информационного материала, которые позволяют разобраться в загадках фламандского мастера», – пояснила ученый секретарь Тверской картинной галереи, куратор выставки Мария Шувалова.
Выставка «Вселенная Тобиаса Верхахта» продлится до 2 апреля. После ее закрытия «Горный пейзаж с рекой и жанровыми сценами» должен войти в постоянную экспозицию Тверской картинной галереи.
Ирина Мандрик
фото автора