В Тверском императорском дворце проходит выставка «Передвижники. Русское искусство XIX – начала XX века».
В экспозиции представлено порядка 40 картин, авторы которых имели отношение к первому независимому объединению русских художников, это Илья Репин, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Владимир Маковский, Алексей Саврасов и другие. Уникальность выставки состоит в том, что все экспонаты принадлежат частным коллекциям и выставляются крайне редко.
Передвижники: история длиной в полвека
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) возникло в последней трети XIX века и просуществовало до 1923 года. Инициатором создания независимого объединения художников в 1869 году выступил живописец Григорий Мясоедов. Его поддержали 13 коллег, в том числе Василий Перов и Иван Крамской – самые авторитетные художники того времени.
Его участники противопоставляли новое, реалистичное искусство консерватизму Академии художеств, а первый параграф его устава гласил: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений». То есть наряду с задачей повысить культурный уровень жителей России товарищество преследовало вполне прагматичную цель – дать художникам заработать. Не удивительно, что в выставочной деятельности ТПХВ приняли участие практически все выдающиеся русские художники середины XIX – начала ХХ века, хотя далеко не все они входили в число передвижников.
Передвижники: взгляд сквозь время
Ровно сто лет спустя, в 2022 году, выставка передвижников открылась в Тверском императорском дворце. На ней представлены работы всех трех периодов ТПХВ – от основателей до поздних передвижников – и можно увидеть, как развивалось изобразительное искусство России на протяжении полусотни лет.
Организаторами выставки выступила Тверская областная картинная галерея совместно с Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД) при поддержке правительства Тверской области и регионального министерства культуры. Она является частью программы МККААД «Большое искусство большой России», в рамках которого произведения из частных собраний были ранее представлены в музеях и выставочных залах Звенигорода, Плеса, Арзамаса, Владимира, Калуги и Тарусы.
Выставку в Тверском императорском дворце фактически открывает современная инсталляция «Мастерская художника» с палитрой, мольбертом и белым холстом – предтечей будущей картины. Она словно готовит к встрече с картинами, уже созданными.
Первое, что видят посетители, входя на выставку, – картину Виктора Васнецова «Христос Вседержитель на престоле», созданную в 1912 году как эскиз к росписи храма-памятника святого Александра Невского в Софии. Она как магнит притягивает взгляд.
Надо отметить, что передвижники в своем творчестве достаточно часто обращались к библейским и историческим сюжетам. Кроме полотна Васнецова, на выставке можно увидеть картину Василия Поленова «Глас вопиющего в пустыне», относящуюся к его знаменитому циклу «Из жизни Христа», написанному в 1890–1900 годах и состоящему из около 60 работ. В 2011 году картина «Христос и грешница» из этого цикла установила рекорд цены на Поленова на аукционе Bonhams, за нее заплатили 4 млн фунтов стерлингов.
А вот историческое полотно «Царь Борис Годунов показывает царевне Ксении портрет жениха» принадлежит кисти живописца Сергея Грибкова, художника академического направления. Однако по тематике и реалистичной манере письма он примыкает к передвижникам.
Интересно, что в Твери можно увидеть картины, которые некогда участвовали в передвижных выставках. Это наполненный юным солнцем и негой пейзаж Николая Дубовского «Исола деи Пескатори» (экспонировался в 1896 году на XXVI выставке ТПХВ), загадочный «Вид на Днепр из Царского сада в Киеве» Николая Бодаревского (картина участвовала в XXII выставке 1894 года и XX выставке 1902 года), заснеженная «Базарная площадь в Гжатске» Исидора Уткина (картина была на XXXIX выставке в 1911 году), а также «Портрет Стефана Уварова» Владимира Маковского (экспонировался на XLVI выставке в 1917 году) и «Портрет госпожи Л… Плесс» Александра Маковского (картина была представлена на XLVII выставке в 1918 году).
Среди портретов, привезенных в Тверь, хотелось бы выделить работу Ильи Репина «Танец», на котором изображена постоянная модель художника Мария Хлопушкина. Живописец с такой удивительной живостью смог передать движение танцовщицы, что кажется, еще секунда – и она продолжит танец.
В своем творчестве передвижники старались показать обычную жизнь людей с их радостями и печалями. Именно поэтому на выставке довольно много жанровых сцен. Например, картина «Разлука» одного из основателей ТПХВ Алексея Корзухина. На ней изображена сцена проводов юного кадета. Интересна история написания этой картины. Первый вариант под названием «Отправление кадета в корпус» в 1872 году приобрел Павел Третьяков, в настоящее время он находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Работа, представленная на выставке, является авторским повторением, исполненным в 1893 году для собрания знаменитого московского коллекционера И.Е. Цветкова.
Картины с изображением природы, пожалуй, составляют подавляющее большинство экспонатов. Жителям Тверской области, наверное, будет интересен небольшой рисунок маслом Исаака Левитана «Сельское кладбище». Это эскиз к известному полотну «Над вечным покоем», написанному под Удомлей.
Завершает экспозицию картина уроженца Кашинского уезда Тверской губернии Семена Никифорова «В избе». Эта работа экспонируется впервые.
Ирина Мандрик