Столица царя Додона. Сказочный Осташков московского писателя

12.02.2020, 09:14

Имя московского писателя Дмитрия Урушева хорошо известно всем, кто интересуется старообрядчеством. В лавках при многих старообрядческих храмах можно увидеть его книги. Они заслужили признание не только староверов, но и светских читателей. Георгий Бовт, главный редактор журнала «Русский мир.ru», дал высокую оценку сочинениям Дмитрия: «Урушев сделал для истории старообрядчества то же, что Николай Карамзин для русской истории. Он не просто изучил, объяснил и записал историю старой веры. Он рассказал ее живым и ярким языком, сделал доступной и понятной для любого читателя».

Историк Урушев не боится нового. В 2016 году он обратился к редкому литературному жанру – христианскому фэнтези. Российскому читателю этот жанр известен преимущественно по «Хроникам Нарнии» Клайва Льюиса.

Англичанин написал семь волшебных повестей. Наш соотечественник ограничился тремя. Из-под пера Урушева вышли «Звезда Альтаир», «Два брата» и «Созвездие Девы» – книги, в которых прихотливо соединились религия и фольклор, фантастика и история.

Как и Льюис, Дмитрий создает свой сказочный мир. Три материка – Урюпа, Асия и Ливия – напоминают, соответственно, Европу, Азию и Африку. Время действия – рубеж между XVI и XVII столетиями. Впрочем, все так причудливо соединено, что и не поймешь, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе».

В одну эпоху живут философ Платон, реформатор Мартин Лютер, английская королева Елизавета I и русский царь Алексей Михайлович. Компанию им составляют римский папа Александр VI Борджиа, московский патриарх Никон, Зигмунд Фрейд и Стивен Хокинг.

На задворках фантастического мира существует некая держава, которой правит царь Додон. Все хорошо в его стране: «Земля плодородна, народ смирен, государь добр». Всего в избытке, нет только одного – веры. В каждой стране есть своя вера, а в Додоновой нет. И самодержец посылает сыновей Димитрия, Василия и Ивана на поиски «самой наилучшей веры» для своего царства. Кто первым вернется в стольный город с верой, того государь объявит наследником престола.

Кстати, столица Додоновой державы называется Осташков – ни больше ни меньше. Получается, все дороги ведут в Осташков, а Тверская область – центр вселенной и практически пуп земли.

В первой книге «Звезда Альтаир» повествуется о поисках «наилучшей веры» Иваном-царевичем, младшим сыном Додона. Во второй книге «Два брата» сообщается о том, как веру искали старшие сыновья Димитрий и Василий. Третья книга «Созвездие Девы» напоминает приключенческий роман и рассказывает о том, как Иван спасал невесту, попавшую в гарем злого колдуна Сулеймана.

Внимательный читатель отметит в книгах Урушева влияние русского фольклора, отсылки к византийским летописям, переложение испанских и арабских сказок, намеки на стихотворения Пушкина и Есенина, цитаты из Библии и даже из Талмуда. Все это пропущено через мясорубку сатиры, доведено до состояния аллегории, гротеска и пародии, сдобрено перцем и солью иронии и сарказма.

Писатель Дмитрий Володихин сравнил Урушева с Михаилом Успенским – автором, прославившимся ироническими и юмористическими романами-фэнтези. Володихин предположил, что, возможно, читатель в какой-то степени воспринимает Дмитрия «как творческого двойника Успенского». Но я сравнил бы Урушева с польским писателем Яном Потоцким и назвал бы «Потоцким для бедных».

Владимира Орлова, автора романа «Альтист Данилов», называли «Булгаковым для бедных». Возможно, это обидно. Но мне кажется, сравнение с известным сочинителем скорее почетно и лестно, чем обидно. Поэтому я сравниваю Дмитрия с польским писателем Яном Потоцким, автором романа «Рукопись, найденная в Сарагосе». Сравнение тем более уместно, поскольку Урушев в предисловиях к своим книгам прямо говорит, что подражал этому роману.

Действительно, между книгами Дмитрия и «Рукописью» наблюдается сходство. Главный герой – молодой человек благородного происхождения путешествует по чужой стране. Встречает необыкновенных людей, которые становятся его попутчиками. Переживает невероятные приключения, становится свидетелем потрясающих событий, выслушивает удивительные истории. Силы зла всячески пытаются навредить герою и сбить с пути.

Потоцкий писал в конце XVIII – начале XIX века. Его сочинение, выражаясь словами Пушкина, «Роман классической, старинный, / Отменно длинный, длинный, длинный». Урушев пишет в XXI столетии, когда человек, отвыкший от чтения, бежит от толстой книги как черт от ладана. Современный писатель не может позволить себе длинноты двухсотлетней давности. Приходится чем-то жертвовать.

Для динамичности повествования Дмитрий пожертвовал излишней сложностью сюжета и многословными рассуждениями Потоцкого. В результате получились книги, в которых автор пытается занимательно рассказать о непростых и трудных вещах – об истории, религии и философии.

Историк Урушев, надевший маску сказочника, напоминает клоуна из известной притчи Кьеркегора. В цирке начался пожар. Клоун, одевшийся и накрасившийся для выступления, пытается предупредить зрителей об опасности, а те умирают со смеха, думая, что представление уже началось.

Максим ЮСУПОВ

224 0
Лента новостей
Прокрутить вверх