
Публике очень трудно угодить – в театре это известно и директору, и билетеру. Но актеры, при всех посещающих их регулярно творческих муках, знают, что есть испытанные, практически безотказные подходы к публике. При которых она не только будет довольна, но и простит любые мелкие недостатки. Один из таких подходов именуется водевилем. Поэтому жанр комедии с куплетами никогда не исчезает из театральных афиш.
Вот и очередной премьерой на малой сцене Тверского театра драмы стал старинный во всех смыслах (1849 года рождения) водевиль «Аз и ферт», переименованный в афише в «Свадебный переполох» (16+).

В роли постановщика дебютировал актер Алексей Майский, вошедший в труппу 16 лет назад и без отрыва от сценической деятельности прошедший курс театральной режиссуры в славном Санкт-Петербургском РГИСИ, бывшем ЛГИТМиКе – где начали обучать служению Мельпомене еще при императрице Екатерине Второй. Рецепт, избранный дебютантом для дипломной работы, оказался не столь древним, но весьма почтенным. Спектакль неукоснительно соответствует канону классического водевиля, который понятнее и милее зрительским сердцам, чем самые смелые эксперименты с модернизацией и переосмыслением привычных сюжетов и амплуа.
Исторически расцвет русского водевиля пришелся на эпоху императора Николая Первого. Тогда изготовление бесхитростных комедийных пьес с пением и танцами было поставлено на поток. Собственных идей, как издавна водится на Руси, не хватало, поэтому выручали французы, которые, собственно, и изобрели легкомысленный жанр. При переносе галльских сюжетов на русскую сцену изменялись имена и фамилии персонажей, вводились некоторые реалии отечественного быта и вот уже в качестве автора смело указывался переводчик-передельщик чужеземного произведения. Таким путем не слишком удачливый в оригинальном творчестве Павел Федоров остался в истории русского театра.

Останется ли в истории Тверского театра дипломная работа выпускника актерско-режиссерского факультета А.Н. Майского – судить не берусь. Но в текущем репертуаре этой постановке вся стать закрепиться. Персонажей мало, декораций и реквизита минимум, можно играть на выездах, публике гарантированно нравится, а задания по количеству спектаклей, спускаемые местным Министерством культуры, за последние годы нагрузили театры сверх привычных норм прежних лет.
Итак, режиссер, не сворачивая в сторону новейших театральных веяний, работая с заранее заданным результатом, поставил водевиль точно так, как ставили его и сорок, и семьдесят лет назад и, наверное, в год премьеры. Что доказывает чрезвычайную устойчивость водевиля к переменам театральных веяний, мод, школ, систем, традиций и направлений.

Главное – темп. Метаморфозы в сюжете и настроениях персонажей происходят чуть ли не каждые пять минут, и актерам требуется хоть как-то оправдать сюжетные зигзаги, помня, что сценические паузы до появления Ибсена и Чехова были театру неведомы. С этим актеры справляются легко. При этом женщины – элегантно, а мужчины – эксцентрично.
Бенефисную роль выстроил для себя с помощью товарища-режиссера Никита Березкин. Музыкальность и пластичность, склонность к острому, часто гротесковому рисунку отличали его роли в «Квадратуре круга» и в «Евгении Онегине», в «Вишневом саде» и танцевальном спектакле «Аргентинские страсти». Образ незадачливого Августа Фиша с первых мгновений строится в спектакле с повышенным градусом абсурда – невольно вспомнилось, как эту роль в телеверсии «Аз и ферт» много лет назад сыграл Савелий Крамаров. При этом наш актер ни в чем не следует предшественнику, да и вряд ли видел ту постановку. (Хотя бы потому, что по ТВ её не показывали – ведь это была последняя роль знаменитого комика перед отъездом в эмиграцию). Комедийный талант Березкина, будем верить, останется тверским достоянием, но на всякий случай порекомендую зрителям не тянуть с покупкой билетов на «Свадебный переполох».

К водевилю не подойдешь с мерками реалистического театра. Поэтому режиссер, как представляется, формулировал задания актерам предельно лаконично. Для Виктории Козловой примерно так: «Вы играете амплуа инженю – юную очаровательную девушку». И Виктория выглядит стопроцентно юной и очаровательной, но при этом себе на уме. Для Евгении Голубевой – «Ваше амплуа субретка – веселая плутоватая служанка». И более плутовато-стремительную служанку, чем у Евгении, трудно представить.
Чтобы облегчить работу коллег, Алексей Николаевич за обязательную для водевиля роль внезапного жениха взялся лично, четко вписавшись в классические рамки комического сюжета. Хотя сторонний наблюдатель, испытывающий неодолимую страсть к критическим замечаниям, мог бы пожелать добавить в актерскую палитру чуть больше игривой легкости. А исполнителям четы родителей невесты – Андрею Журавлеву и Валентине Мартьяновой – комедийной харАктерности. Но можно быть уверенным, что эти опытнейшие артисты в будущих представлениях отшлифуют роли до совершенства.

Да, и еще все исполнители поют куплеты, положенные на музыку Иолантой Мельниковой, и делают это, демонстрируя на радость зрителям-слушателям хорошую вокальную подготовку.
После спектакля, конечно же, из школьной памяти обязательно всплывает грибоедовское: «Да! Водевиль есть вещь, а прочее всё…». Ну, о прочем могут существовать и существуют разные мнения, а о «Свадебном переполохе» кое-какими впечатлениями и мыслями поделился
Валерий Смирнов.