Карельский дом в деревне Чашково – шаг к возвращению памяти
Настоящая зима, пришедшая в эти посленовогодние дни, лучше всего смотрится в традиционной деревне. Печной дым, сугробы, валенки, колядки, баня по-черному. Но деревня эта не русская, и даже толстый рыжий кот тут называется kaži.
Всего в пяти десятках километров от Твери можно испытать культурный шок, просто зайдя в сельский магазин. Все старушки будут разговаривать на неизвестном языке, и язык этот – карельский.
Марина и Олег Евграфовы – энтузиасты карельской культуры. Ровно год назад они открыли двери своего старинного семейного дома в деревне Чашково под Лихославлем для туристов, и в настоящее время Карельский дом в Чашкове один из самых успешных интерактивных этнографических центров в Тверской области.
Марина Евграфова – психолог. Она начала исследовать историю своего рода, поскольку это очень интересно, как отражается на нашем настоящем прошлое семьи. А дом, где жили шесть поколений ее предков, предоставил ей такую возможность. Мало у кого из нас сохранились такие родовые гнезда с чердаком, на котором хранятся старые фотографии, предметы быта, орудия труда. Вот так и бывает, начнешь разбирать семейные реликвии и глядишь, а ты уже в повойнике и валенках рассказываешь экскурсантам про жизнь карельской деревни.
«Изучение истории моей семьи подтолкнуло меня к идее создания Карельского дома. Каждая фотография, каждая вещь имеет свою историю. И надо было выяснить, что это, почему это мне досталось», – рассказывает Марина. – Мы с Олегом семь лет занимаемся тверскими карелами и поняли, что можно совместить семейную историю и карельские традиции».
То, что старинный дом и его содержимое сохранилось в неприкосновенности, само по себе чудо. В 1970–1980-е годы люди в деревнях хотели жить, как в городе. Сносили печки, меняли планировку своих изб, в красном углу вместо икон надолго поселился телевизор.
Дом, построенный не менее 120 лет назад, попал в Чашково во время коллективизации, когда предков Марины выселили с хутора, находившегося неподалеку. Да так и стоит на окраине деревни, прозванной за отдаленность «Забегаловкой».
«Мой дедушка ушел в 1979 году, а я была любимой внучкой, и эта любовь, которую он мне передал, меня подталкивает, чтобы я сохраняла его наследие», – говорит Марина. – Мой папа очень любил этот дом, и, когда мы переехали в город, мы сюда постоянно приезжали как на дачу. Он ничего здесь не трогал. Для него это было место силы».
Олег Евграфов – большой знаток карельского языка и карельской кухни, он встречает экскурсии и дает небольшой вводный курс карельских слов и обычаев. Активные народные забавы на свежем воздухе, карельские игры, хороводы, катание на санках сменяются мастер-классом по изготовлению карельских пирожков – калиток. Кстати, печь уже готова их принять, и чуть позже их можно будет съесть, запивая иван-чаем. А еще карельская уха на сливках, салат из репы с клюквой… Кухня карел довольно сложная и изысканная, как это ни удивительно.
Марина Евграфова карельский язык до недавних пор не знала. После «Карельского дела» 1938–1939 годов тверские карелы «ушли в подполье», признавать себя карелом было опасно. По словам Марины, есть пожилые люди, лет восьмидесяти, которые отлично понимают карельский язык, могут на нем разговаривать, но, если их спросить о национальности, говорят: «Мы не карелы».
Ровно год назад, 3 января 2020 года, Карельский дом в Чашкове принял первую туристическую группу. С Мариной и Олегом Евграфовыми активно сотрудничает Татьяна Соколова, создатель проекта «Экспедиции в Торжок». Марина подчеркивает: «С Таней приезжают удивительные люди, из научного мира, из мира культуры. Это же не просто туристическая поездка, это настоящая экспедиция. Они задают очень глубокие вопросы, записывают, рассказывают свои воспоминания».
Недавно Марина Евграфова создала, можно сказать, свое направление в психологии – карельскую психологию. Она разработала метафорические карты по мотивам карельского эпоса «Калевала». Дело в том, что «Калевала» для карел – это хранилище основ и ценностей народа. Они относятся к ней как к энциклопедии мира от его сотворения до Рождества Христова.
Как режиссер, Марина шесть лет каждый год ставила «Калевалу». И заметила, что она обладает каким-то удивительным эффектом: «У Калевалы медитативный ритм. Появление огня, появление зерна, традиции охоты, появление железа, варение пива – люди погружаются в первозданный мир, к своим корням».
Мы спросили Марину Евграфову: «Для тверских карел это ведь очень важно: они же народ, забывший свой язык, свою историю?» Она ответила так: «Они не забыли, они скрылись, чтобы выжить, чтобы следующие поколения родились и, когда появится возможность, себя вспомнили».
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.
Мария Орлова