Водителей такси обяжут создать свой цифровой профиль на «Госуслугах»
Главная цель нововведения – навести порядок в сфере таксомоторных перевозок. Эксперимент начнется с Москвы, а потом может быть распространен на другие регионы.
Газета «Коммерсант» сообщает, что в конце 2020 года мэрия Москвы запустит систему, которая станет программным шлюзом между водителем такси и агрегатором. На практике это будет выглядеть следующим образом. Для каждого водителя будет создан цифровой профиль на портале «Госуслуги». Через него мэрия столицы и агрегаторы такси смогут в онлайн-режиме проверять водительские удостоверения, наличие лицензии и штрафов за нарушение ПДД.
В будущем такая техническая новация также позволит отслеживать, сколько водитель находится за рулем такси. Сейчас таксисты, отработав 12 часов в одном агрегаторе, могут переключиться на работу в другом.
Левые аккаунты и права
Пока регистрация в большинстве агрегаторов занимает всего 10 минут. Многие водители имеют по 5–10 левых аккаунтов. Еще недавно свою учетную запись в том же «Яндекс.Такси» можно было зарегистрировать на левые права, используя нехитрые приемы из базового курса фотошопа. Не удивляйтесь, если по вашим правам до сих пор ездит какой-нибудь таксист в Новосибирске или Владивостоке.
Используя серые схемы, в агрегаторах регистрируются злостные нарушители ПДД, люди, не имеющие нужного водительского стажа, а также иностранцы, которые вообще не имеют права работать в сфере такси.
И что интересно, агрегаторы давно могли навести в этой сфере порядок. Просто это им не очень-то интересно и, главное, невыгодно. Чем больше водителей, тем больше конкуренция, тем ниже стоимость поездки. И как итог – больше клиентов.
«Яндекс.Такси» отсеял «плохих» таксистов
В своих сообществах в социальных сетях таксисты пишут, что главный агрегатор в стране начал чистить ряды своих водителей, блокируя левые аккаунты. В итоге начался массовый исход таксистов-нелегалов в «Ситимобил». В результате произошло резкое снижение цены поездки в «Ситимобил». Таксисты пишут, что цены упали в среднем в 1,5 раза. Это вызвало недовольство со стороны водителей других агрегаторов.
Тем временем многие легальные таксисты объявили войну своим нелегальным коллегам. Они утверждают, что те пассажиры, которых перевез нелегальный таксист, должны сообщать об этом агрегаторам. В ответ службы такси, как правило, извиняются и дают бонус в размере около 100 рублей на следующую поездку.
Количество водителей растет, цены падают
По данным мэрии Москвы, с 2010 года в Москве количество таксистов увеличилось в шесть раз. По разным данным, в Тверской области работает около 3–4 тысяч таксистов. Большинство из них не имеют обязательной лицензии на осуществление таксомоторных перевозок.
Поездки на такси постоянно дешевеют. Так, в Москве стоимость такси за год сократилась на 7%. Стоимость одной поездки в среднем составляет 430 рублей. И это в столице, где более-менее следят за порядком в этой сфере. Точных данных по Тверской области нет, но очевидно, что средний чек одной поездки не растет уже много лет.
Таксистов заставляют платить налоги
Система работы агрегаторов выстроена замысловатым образом. Водителя нанимает не сам агрегатор, а таксопарк. Не удивляйтесь, если увидите в своем приложении, что водитель из Твери работает в таксопарке другого города. Это все формальность, чтобы соблюсти закон. Таксопарк берет с водителя комиссию и несет за него ответственность. Именно таксопарки должны платить налоги с доходов своих водителей.
Но это не всегда так на практике. Некоторые таксисты получили от своих таксопарков уведомление с требованием уплатить налоги за полученный в 2019 году доход. Насколько это правильно с точки зрения закона? Условия уплаты налогов должны быть прописаны в договоре. Если в договоре это не указано прямо, то обязанность по уплате налогов ложится на таксопарк, который нанял водителя.
Закон о такси рассмотрят осенью
Законопроект о регулировании такси Госдума РФ рассмотрит в осеннюю сессию. Об этом журналистам рассказал глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Напомним, что закон о такси пытаются принять уже несколько лет. Он постоянно меняется, а его рассмотрение переносится на все более новые сроки.
Отметим, что законодатели хотят прописать в законе ответственность агрегаторов. Сейчас они выведены из правового регулирования. Называя себя посредниками между водителями и пассажирами, они снимают с себя ответственность. Но именно агрегаторы по факту являются главными организаторами поездки. Ответственность агрегаторов должна быть детально прописана в новом законе. И эта проблема не только России, но и других стран. Совсем недавно суд в Калифорнии признал водителей Lyft и Uber полноправными сотрудниками компаний со всеми полагающимися им выплатами.
В новом российском законе о такси рассматривается идея обязать водителей устанавливать тахографы, таксометры и контрольно-кассовую технику в машины, но у этих предложений много противников. Еще одна новация в закон – разрешить водителям такси регистрироваться в качестве самозанятого.
Если закон примут, то рынок такси из откровенно серого превратится в более легальный. Конечно, это скажется на ценах, но зато поездки станут более безопасными.
Андрей Сабынин