В 2023 году вступает в силу закон «О такси». Его обсуждение шло почти 10 лет. Рассказываем о том, как принятые правила повлияют на отрасль и простых пассажиров.
Как менялся рынок такси
Помните, еще 15 лет назад в Твери было множество местных таксопарков. Работа в такси была престижной и хорошо оплачиваемой. В этой сфере работали местные жители, которые хорошо знали родной город. Таксисты общались между собой по рации и получали заказы от диспетчеров, которые принимали звонки от клиентов по телефону. У каждого водителя был свой уникальный позывной, который он называл, выходя на линию.
Таксисты в то время представляли собой настоящее братство. Все были друг у друга на виду. В то время ты не мог быть одиночкой, который просто берет заказ и даже не знает, кто работает с тобой на одной линии.
Государство и в то время пыталось отрегулировать стихийно складывающийся рынок такси. В декабре 2011 года депутаты Законодательного собрания Тверской области приняли закон №89 «О такси». Его главной сутью стало получение разрешения на осуществление таксомоторных моторных перевозок в местном министерстве транспорта. Предполагалось, что разрешение может получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Сначала таксисты активно получали разрешения, а потом перестали их продлевать, потому что их коллег, работающих без лицензии, особо никто не ловил. Минтранс на своем сайте до сих пор выкладывает реестр, в котором крайне мало действующих разрешений. Местные таксопарки, чтобы не подпасть под действие закона, стали называть себя службами заказа, которые не отвечают за перевозку пассажиров, а просто передают заказы от потребителя водителю.
В 2017 году началась новая эпоха: в Твери заработал сервис «Яндекс.Такси». За счет низких цен и щедрых бонусов водителям агрегатор за несколько лет обанкротил почти всех местных конкурентов. Постепенно размеры бонусов снизились, а цены поползли вверх.
При этом агрегаторы называли себя службами заказа и не стремились нести ответственность за водителя и перевозчика. Таксопарки, в которых водитель обязательно должен зарегистрироваться, использовали как «прокладки». Таксист мог работать в Твери, а быть зарегистрированным в таксопарке даже во Владивостоке. Каждый день в Тверской области на линию выходит порядка 2000 таксистов. Лицензия на работу в такси есть у единиц. Предрейсовые медицинские и технические осмотры тоже почти никто не проходит.
Некоторые суды в разных регионах России заканчивались тем, что «Яндекс» или другой агрегатор признавался ответственным за перевозку. Увы, в России непрецедентное право, поэтому общей нормой это так и не стало. Водители и пассажиры надеялись, что в новом законе о такси будут прописаны четкие и понятные правила для агрегаторов, таксопарков, водителей и пассажиров.
Плюсы и минусы нового закона
В декабре 2022 года депутаты Государственной думы приняли долгожданный закон «О такси». В законодательство введены понятия «легковое такси», «служба заказа легкового такси», «заявитель», «заказ легкового такси», «региональный реестр перевозчиков легковых такси», «региональный реестр легковых такси» и «региональный реестр служб заказа легкового такси».
С 1 сентября 2023 года все машины такси будут помечены контрастной цветографической схемой на кузове и фонарем на крыше. В салоне обязательно должна быть карточка с информацией о перевозчике и водителе.
Службы заказов легкового такси будут обязаны предоставить органам ФСБ автоматизированный удаленный доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси. Все данные о заказах будут храниться минимум полгода. Агрегаторы обязаны открывать представительства в регионах, где на линию ежесуточно выходит более 4000 машин. Тверской области это не коснется. В нашем регионе работает меньше таксистов. За передачу заказов водителям-нелегалам агрегаторы могут лишиться права работать в регионе, где дают 0,01% заказов таксистам без лицензии. Правда, непонятно, каким образом будет претворяться в жизнь это нововведение.
Требования к водителям
Теперь таксист обязан получить разрешение на работу, а также заключить с перевозчиком официальный трудовой договор как ИП или самозанятый. К работе в такси не допустят людей с непогашенной судимостью, тремя и более неоплаченными административными штрафами.
В законе прописана аттестация водителей на знание городских достопримечательностей, спортивных, медицинских и образовательных объектов. Правда, непонятно, кто и как ее будет проводить. Да и зачем это водителю, когда он ездит на заказы по навигатору? Водители должны будут проходить предрейсовые и послесменные медицинские осмотры, а их машина осмотры технического состояния.
Самозанятые теперь могут официально работать в такси, но с 1 сентября они должны будут покупать полисы ОСАГО по тарифу для такси, которые стоят в 10 раз больше, чем обычные. При этом страховые компании и сейчас неохотно продают полисы для таксистов, стремясь отказать в услуге под самыми разными предлогами.
Агрегатор будет ответственен за перевозку
В законе прописано, что служба заказа будет нести с перевозчиком субсидиарную ответственность за вред жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира. Это значит, что пострадавший пассажир сможет взыскать с агрегатора ущерб, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.
Таксисты в разных сообществах пишут, что крайне недовольны этим положением. Они считают, что большая часть ответственности теперь лежит на простых водителях. И даже если пассажир через суд добьется компенсации у агрегатора, тот попытается взыскать свои убытки с таксиста.
А с ценами что?
Цены на такси почти не менялись на протяжении 5–6 лет. В новом законе сказано, что Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и граничащие с ними регионы смогут устанавливать минимальный размер тарифа на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Тверская область такого права не получит.
Эксперты предполагают, что цены на такси еще до 1 сентября вырастут на 10–15%. Дело в том, что подорожало топливо, запчасти и новые машины. Многие автопроизводители ушли с российского рынка. Таксопаркам придется довольствоваться продукцией АвтоВАЗа и китайских автоконцернов.
В сентябре цены могут вырасти еще на 15–20%. Как будет работать новый закон на практике и кто будет следить за его исполнением, пока непонятно. По идее Законодательное собрание Тверской области должно внести изменения в региональный закон «О такси», пригласив к обсуждению активных таксистов и оставшиеся таксопарки.
Андрей Сабынин
фото: freepik.com, архив «Каравана»