Директор ВИЭМ Ирина Жукова– о новых подходах к работе
Большую роль в популяризации Торжка, одного из старейших и красивейших городов Тверской области, играет Всероссийский историко-этнографический музей. О том, что интересно современным туристам, корреспондент «Каравана» беседует с директором ВИЭМ Ириной Жуковой.
– В последнее время в России большое внимание уделяется развитию малых исторических городов, к которым относится Торжок. С точки зрения туристической привлекательности, он имеет огромный нереализованный потенциал. По сути, Торжок вполне мог бы бороться за туристов с Суздалем, Рыбинском или Мышкиным. Однако в настоящее время он значительно проигрывает этим городам. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы «раскрутить» бренд Торжка. Какие шаги должны предпринять городские и региональные власти?
– Приятно, что наша беседа начинается с глобальной проблемы развития малых городов, но здесь я могу лишь продолжить ряд ваших вопросов.
Во-первых, пандемия показала, что потребительский подход завел весь мир в тупик, мы наблюдаем тотальный ценностный кризис. Значит, философия маркетинга и брендинга устарела и не отвечает вызовам нового столетия. Мы должны искать новые ценностные основания развития.
Во-вторых, споры развернутся уже вокруг определения малого города, и, наверное, здесь критерия численности населения недостаточно. Это вопрос социокультурной уникальности каждой отдельной территории. И практика слепого копирования чужих секретов успеха очень опасна и малоэффективна. Названные вами примеры я бы дополнила примером подмосковного музея «Новый Иерусалим», когда культурная институция помогает в целом региону совершить скачок в развитии. Но насколько это подойдет Тверской области и Торжку в частности?
Третий важный момент. Совсем недавно, пересматривали видео празднования 1000-летия Торжка в 1989 году. В интервью горожан, представителей администрации, молодежи звучали проблемы, актуальные и сегодня, через 30 лет – реставрация памятников, боязнь утраты культурного наследия, возрождение города, зонирование пространства и т.д.
Проблемы ясны, а вот механизмы их решения? Поэтому поддержу вас в том, что мы должны говорить о возможностях развития, сместить фокус внимания с проблем на потенциалы роста.
Например, возможности федерального музея на территории не осознаны в полной мере и не проговорены. А это не только ресурс развития города Торжка, но и области в целом. Мы начали эту тяжелую, кропотливую работу. Огромную поддержку оказывает наш учредитель – Министерство культуры РФ, и уверена, мы не должны упускать этот шанс — вывести ВИЭМ не номинально, а реально на всероссийский уровень.
– Развитие туризма зависит от развития соответствующей инфраструктуры: например, качественных гостиниц и кафе различных ценовых категорий, развитой транспортной инфраструктуры, сувенирной продукции, даже развлекательных учреждений и так далее. Насколько хорошо развита туристическая инфраструктура в Торжке? Чего не хватает городу?
– Как говорилось в старинном путеводителе – Торжок сейчас готов удовлетворить требования желудка и жажду любопытства, кроме того вопрос транспортной доступности тоже считаю решенным. Огромные сдвиги пошли в направлении улучшения качества городской среды. Отмечу проект БРИКС, конкурс Минстроя РФ, ряд инициатив частного бизнеса. Уверена, уже через 5 лет город преобразится.
В наших силах решать вопросы навигации – летний поток туристов показал, что гости не видят всех предложений – какие достопримечательности увидеть, музеи посетить, в каких событиях поучаствовать? Как добраться, купить билеты онлайн, спланировать мастер-классы и интересные культурные программы. Нет удобной карты, путеводителей, указателей, буклетов, афиш, в том числе для мобильных приложений. Это вроде бы на поверхности лежит, но нехватка такая есть.
Вторая проблема – сервис, улучшение качества обслуживания, удобства и комфорта. Это вопрос не только инфраструктуры, но и кадровых ресурсов, развития нашего персонала.
В ВИЭМ один из ориентиров развития – гостеприимство, пытаемся запустить несколько визит-центров – в Гостинице Пожарских, Музейных рядах. Стараемся гибко реагировать на пожелания о вечерних программах. В прошлом году выстрелила идея «Больших выходных», когда в Торжок на новогодние и майские праздники, школьные каникулы устремляются столичные жители и группы. Простая мысль – турист едет в Торжок, а не конкретно в ВИЭМ и мы должны помочь им разместиться, поесть, посмотреть наш музеи и другие музеи, съездить в пригороды Торжка – Василево, Раек, Никольское, позволила сделать рывок. Но теперь надо набирать обороты.
– На днях вы презентовали разработанный в ВИЭМе дизайн-код Торжка. Что вас заставило взяться за его разработку? Насколько внедрение в центре города единого дизайн-кода сможет повысить внешнюю привлекательность Торжка и как это может отразиться на привлекательности города для туристов?
– Хочу сразу уточнить, мы презентовали не дизайн-код Торжка, а проект дизайна вывесок для музейного комплекса «Гостиница Пожарских» на основе знаменитого снимка Прокудина-Горского. Вдохновились проектом Дмитрия Кузнецова оформления центральной площади Рыбинска. Исторический центр он переодел в стилизованные вывески. Подлинные шрифты и цвета, аутентичная технология изготовления превратили фасады в поразительные арт-объекты, живые декорации.
И здесь хочу вернуться к началу разговора – об опасности слепого копирования чужого успеха.
Несмотря на то, что для своего проекта в Рыбинске Митя брал вывески Гостиницы Пожарских на снимке 1910 года, оформление объекта в Торжке оказалось не таким простым. Город опять проявил свой характер – слишком сложная, многослойная история здания, в целом ансамбля Дворцовой площади Торжка. Гостиница Пожарских меняла свой цвет, свое оформление – в XIXвеке, в 1910-е годы и период становления советской власти, в 1970-е гг. Возникли вопросы, как отразить эти трансформации органично для современной городской среды, учитывая тот факт, что облик трактира Дарьи Пожарской с эркерами и бирюзовым фасадом разрушил стройный классический замысел регулярной застройки П. Р. Никитина.
На данный момент проблема вынесена на обсуждение профессионалов: архитекторов, искусствоведов, реставраторов, краеведов, историков.
– В настоящее время туристам не интересно просто приезжать куда-то на экскурсию. Сегодня большие интересы вызывает, если так можно выразиться, «нишевый» туризм, например, гастрономические и событийные туры. Любителей именно такого вида отдыха может быть интересен Торжок. Насколько нам известно, ВИЭМ организует в городе многие интересные туристические программы, на них приезжают гости не только из Твери, но и из Москвы и Санкт-Петербурга, других городов. Насколько туристическим компаниям интересно работать с музеем? Занимаются ли они продвижением ваших туристических продуктов?
– У нас сложились крепкие профессиональные связи с федеральными и региональными туроператорами. В 2021 году наша партнерская сеть составляет порядка 40 компаний. Заинтересованность в сотрудничестве туркомпаний с музеем подтверждается неоднократной возвратностью с новыми туристами. Мы очень гибко подходим к запросам туроператоров, работаем, практически, с каждым индивидуально. Нам очень важна обратная связь по качеству нашей работы.
Для удобства туроператоров мы разработали специальные музейные туры. Ознакомиться с ними вы можете на нашем сайте. Каждый тематический тур наполнен разными продуктами: экскурсиями, мастер-классами, программами. Эти туры интересны и взрослым путешественникам, и школьникам. Наши экскурсоводы умеют расставить нужные акценты и подобрать материал для соответствующей аудитории. Увеличение в 2020 году количества принимаемых школьных групп в два раза, подтверждает эффективность этой практики.
Отдельно отмечу работу с туристами нишевых интересов. Например, мы провели фестиваль «Неделя Шерешевского», посвященный уроженцу Торжка Соломону Шерешевскому, человеку с уникальной памятью и синестетическими способностями. Проект привлек специалистов по изучению памяти, синестезии, художников и музыкантов не только из России, но и из Грузии, Великобритании, США. Успех затеи был неочевиден для нас, но по результатам вывел музей на международный уровень, мы увидели этот потенциал и намерены реализовать его в полном объеме.
– Музей – это, в первую очередь, культурно-просветительская организация. Вы часто организуете именно просветительские программы. Какой формат таких программ, на Ваш взгляд, сегодня наиболее востребован? Каким образом вы привлекаете на них жителей города?
– В первую очередь, это новые формы показа наших музейных коллекций. Наш отдел «Музейные ряды» стал площадкой для выставочных экспериментов. Выставка-дискуссия «Посмотри в небеса» была резонансной и позволила нам сдвинуть с мертвой точки проблему реставрации уникальной иконы-небеса из Старо-Вознесенской церкви Торжка. Выставка «Святочные истории» в формате музейных иллюстраций даже в мертвый сезон дала большую посещаемость и стала очень успешной благодаря экскурсии с интерактивным навигатором и обширной культурной программой.
Большая ретроспектива новоторжского фотографа П. Ф. Добрынина в «Доме России» завоевала третье место во Всероссийском конкурсе музейных проектов Премии Александра Невского. Мы очень гордимся этой победой и признанием музейного сообщества.
Оживилась работа в «Этнографическом центре» ВИЭМ – мы запустили большие фондовые проекты «Путешествие в Льногорск», выставку набоек «Осташи–хороши», зал этнографа Н. А. Елоховского. Наследие Николая Александровича считаю настоящим сокровищем новоторжской земли.
Новые формы работы находят признание на всероссийском уровне. Абсолютным хитом стала выставка фанерных аппликаций наивного художника Петра Лебедева. Это всего три картины, но методическая программа и форма подачи сделали этот проект востребованным, настоящей визитной карточкой музея.
А наши эксклюзивные форматы? Например, лекция-пасьянс! Или авторские программы в Гостинице Пожарских, лекторий «На берегах искусств», пушкинский бал, спектакль кукол-дергунчиков, тематические сезонные программы – «Бриллиантовая елка», «Блины у Дарьи Пожарской», вербный базар и др.
Мы активно делимся нашим опытом методической работы в рамках конференции «Образование, интегрированное в культуру», которая проходит ежегодно в августе и собирает профессионалов со всей России.
– Последнее на сегодняшний день ваше культурно-просветительское мероприятие – Пушкинский монофестиваль. Как возникла идея его проведения? Насколько востребованы такие программы у жителей и туристов?
– Нас очень вдохновили аншлаги на пушкинском монофестивале прошлого года. В основе этой идеи – авторские моноспектакли Алексея Зинатулина, которые проходят с неизменными успехам на разных площадках не только Твери и области, но и в столицах.
Жизнь стремительно изменилась, теперь мы работаем в условиях 50% заполняемости зала. Но все-таки приняли решение провести фестиваль и в 2021 году. Темой мы выбрали – «Метель». Повести Белкина были написаны в Болдинскую осень, когда Пушкин был заточен на карантине в своем родовом имении – и это чувство самоизоляции нам всем знакомом и близко по прошлому году. Метель – мощный пушкинский образ, он несет бурю и смятение, но в тоже время надежду на спасение и веру в возможность счастья.
Программа значительно расширилась, к спектаклю одного актера присоединились выставки одной картины, лекционная программа, посвященная одной теме – повести «Метель», концерт классической музыки.
Помимо Гостиницы Пожарских появилась еще одна фестивальная площадка – зал сменных выставок «Музейные ряды». Здесь мы провели День памяти Пушкина. Участники встречи вспомнили трагические февральские дни 1837 года, когда В. И. Даль, врач по образованию, безотлучно находился у постели смертельно раненного на дуэли поэта. В мероприятии участвовал специальный гость – Анастасия Журавская, кандидат философских наук, потомок В. И. Даля.
Пушкинский монофестиваль открывает серию событий ВИЭМ к 50-летию туристического маршрута «Пушкинское кольцо Верхневолжья». Благодарим Министерство туризма Тверской области за идею празднования юбилея этого уникального маршрута на пушкинской карте России.
В марте в «Доме России» открываем выставку «Прогулка с Тэлиным», которая представит коллекцию картин, посвященных пребыванию А. С. Пушкина на Тверской земле.
– В Тверской области разработан туристский календарь на 2021 год. Какие программы ВИЭМа вошли в него и какие бы Вы хотели еще туда внести?
– По результатам конкурсного отбора при высокой конкуренции в календарь туристических событий региона вошли 7 музейных мероприятий: фестиваль новогодних елок, праздник «Прощание с елочкой», Пушкинский фестиваль «Метель. Любовь в эпоху Пушкина», масленичный фестиваль «Блин с припЁком», патриотические фестивали «Новоторжский рубеж» и «Герои трех эпох», кузнечный фестиваль «Кузьминки в Торжке», этнографический праздник «Девичья коса – на весь Торжок краса».
Участие ВИЭМа в событийном Календаре может привлечь огромное количество туристов в город Торжок. Мы очень надеемся, что эпидемиологическая ситуация улучшится, и мы сможем в полном объеме реализовать все намеченные фестивали и праздники.
Благодарю вас за интересные вопросы! И в заключении хотелось бы пожелать всем крепкого здоровья, удачи в делах, новых свершений и пригласить всех 14 марта в Торжок на Масленичный фестиваль «Блин с припЁком! С зимой прощаемся – новоторжскими блинами угощаемся!
До встречи в Торжке!
Беседовала Ирина Мандрик
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.