В Твери, в галерее пейзажа имени Е.И. Зверькова, проходит выставка «Три поколения», посвященная 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В экспозиции представлены работы художника-фронтовика народного художника СССР Ефрема Ивановича Зверькова, народного художника России Людмилы Юга и юных воспитанников изостудий «Зебра» и «Колибри».
Три поколения. Три взгляда на мир и на войну. Ефрем Зверьков – непревзойденный мастер пейзажа, прошедший через горнило Великой Отечественной и оставшийся жив. Людмила Юга – прекрасный художник-график, представитель первого послевоенного поколения. И современные дети, знающие о войне только из фильмов и книг.
Певец тишины
Фронтовик Ефрем Зверьков никогда не писал картин о войне. Такой зарок водитель грузовика, подвозившего снаряды к фронту, дал во время одного из ожесточенных артобстрелов. И этот зарок Ефрем Иванович сдержал. Его творческое наследие можно описать тремя словами: мир, покой и тишина. Именно покоем и тишиной пронизаны все пейзажи мастера, но в то же время, глядя на них понимаешь, насколько хрупок наш мир.
На выставке «Три поколения» жители и гости Твери могут увидеть пейзажи Ефрема Зверькова, которые вдова художника привезла недавно.
«Эти картины не были в нашей экспозиции. Их Любовь Васильевна выбрала сама. В этих работах Ефрем Иванович показал, насколько прекрасна наша земля», – рассказала директор галереи пейзажа имени Е.И. Зверькова Нина Гусева.
Ржевская битва глазами художника
Родившаяся в 1948 году Людмила Юга не видела войну собственными глазами. Но она видела страшные последствия войны: разрушенные дома, калек-фронтовиков, молодых вдов и маленьких сирот, которые знали своих отцов только по рассказам матерей. Для нее, как и для всех детей первого послевоенного поколения, война была еще очень близка. Наверное поэтому в своих работах Людмила Георгиевна часто обращается к военной теме. На выставке в галерее пейзажа Людмила Георгиевна представила серию графических работ «Я убит подо Ржевом», посвященных Ржевской битве.
Работая над этой серией, художник изучила фотографии и документы военных лет. Она буквально пропустила через себя весь ужас «ржевской мясорубки». Именно поэтому кажется, что все эти работы написаны с натуры. Что художник вместе со своими героями сражалась на Ржевском рубеже, видела разрушенный город, а в редкие минуты передышки пела песни под баян, сидя у костра.
Серию «Я убит подо Ржевом» дополняют портреты фронтовиков, как прошедших войну, так и оставшихся а ней.
Дети рисуют детей на войне
Идея дополнить экспозицию выставки, посвященной 75-летию Победы, детскими работами принадлежит Людмиле Юга. Тем более, что и юных художников искать долго не пришлось: одна из лучших учениц Людмилы Георгиевны – Ирина Арзамасцева – руководит детскими изостудиями «Зебра» и «Колибри» ДК «Химволокно».
Работы воспитанников Ирины Арзамасцевой прекрасно дополнили экспозицию. Юные художники, к счастью, на собственном опыте не знакомы с войной. Тем не менее они попытались пропустить войну через себя и взглянуть на ее глазами тех, кого они лучше всего знают и понимают – глазами детей. Они смогли прочувствовать и передать на бумаге боль и страх потерь, которые испытали их сверстники в годы Великой Отечественной.
Есть на выставке одна работа, которая потрясла не только меня, но и организаторов экспозиции. Ее автор – 15 летняя Александра Чаплыгина. Художник изобразила женщину – мать, держащую на ладони погибшего сына. Образ матери, с глазами, полными скорби и любви, какие можно встретить на древних русских иконах, заставляет зрителей застыть перед монохромным рисунком. Взгляд матери пронизывает до глубины души. Погибший сын на ее руке раскинул руки, словно распятый на кресте Христос. Страшная в своей правде и прекрасная работа.
Выставка «Три поколения» в галерее пейзажа имени Е.И. Зверькова продлиться до 21 сентября не поленитесь, возьмите детей и сходите на нее. Правд слово, оно того стоит.
Ирина Мандрик
фото и видео: Николай Погорелов