Тверской писатель Виталий Чижков рассказал в интервью «Каравану» о своей дебютной фантастической книге «Каисса», вышедшей осенью 2023 года в издательстве «АСТ».
Сюжет книги разворачивается в антиутопичной Твери 2035 года.
Россия, Тверь, 2035 год. Партия Равенства, пришедшая к власти, под предлогом обеспечения безопасности в стране ввела глобальную цифровизацию, тотальное видеонаблюдение, чипирование граждан и социальный рейтинг. Весь массив информации обрабатывает искусственный интеллект Каисса, разработанный гениальным ученым Платоном Девонским. Каиссу пытается взломать хакер Аркат Ли, и его сажают в тюрьму на 25 лет. Там он придумывает сюжет фэнтезийного романа про войну между Демоном и одноруким Ангелом. Но по неведомой причине эти персонажи воплощаются в реальных людей, а значит, грядет битва, которая перевернет весь мир…
Корреспондент «Каравана» беседует с автором этого романа, писателем, у которого, надеемся, большое будущее.
– Виталий, расскажите немного о себе, ведь личность автора не менее интересна, чем его творчество.
– Я родился и живу в Твери с женой и дочерью. Окончил ТвГУ, факультет прикладной математики и кибернетики. Уже 11 лет работаю в IT. Сейчас я работаю программистом в компании Axenix. Увлекаюсь фитнесом и настольными играми. Вдохновение черпаю из общения с семьей и долгих прогулок. Семья играет важную роль в моей жизни: книга создается писателем, а писатель создается семьей.
– А что вас вдохновляет на творчество? Какие книги вы читаете?
– Хотя я пишу научную фантастику, книги этого жанра читаю редко. Предпочитаю постмодернизм из-за хорошего юмора и отхода от канонов. Еще люблю магический реализм – за сильные образы и метафоричность. Любимые авторы – Салман Рушди, Габриэль Маркес и Томас Пинчон. Кроме литературы, я обожаю слушать музыку. Обычно это что-то тяжелое вроде Slayer или In Flames, но могу послушать и что-то вроде Билли Айлиш. Песенная лирика учит быть емким, это важное качество для автора. Часто играю в компьютерные игры. Хорошая история в них так же важна, как и в книгах. Недавно прошел Atomic Heart, остался в восторге от сюжета и атмосферы.
– Какова история создания «Каиссы»?
– «Каисса» – это мое первое и пока единственное произведение. Я начал писать в январе 2020 года. Просто из любопытства. Стало интересно попробовать, бросить себе вызов. Я рад, что сразу же дебютировал в крупном издательстве. Идея книги пришла, когда я перечитал подряд «Сто лет одиночества» и «1984». Мне стало интересно: что бы мистические существа делали в мире Большого Брата? Задумка показалась настолько увлекательной, что я открыл ноутбук и начал писать.
Создавая сеттинг, я решил, что это будет недалекое будущее. Например, 2035 год. Ведь многие технологии из книги уже существуют. Дело времени, когда маятник качнется и мир «Каиссы» станет реальностью. Тверь я выбрал в качестве основной локации, потому что здесь уникально сочетается тишина небольшого городка и бурлящая индустрия технологий. У нас десятки IT-компаний и робот-мороженщик в одном из ТЦ. Что еще нужно для киберпанка?
Во вселенной Наблюдения и Информирования развитие высоких технологий сильно опередило нормы морали в обществе. Из-за этого озлобленные люди стали еще более изощренными и циничными. В таком мире я жить не хотел бы.
Я заранее подробно спланировал весь сюжет. Работа и быт оставляют не так много времени для творчества, поэтому план и делегирование критически важны. Когда было необходимо, я обращался к экспертам. Например, консультировался с криминалистом. При таком подходе на роман ушло восемь месяцев. Работа с текстом занимала 1–2 часа ежедневно.
– Говорят, написать книгу – это лишь половина дела. Какой путь прошла «Каисса» от рукописи до книжных магазинов?
– После завершения рукописи я восемь месяцев рассылал ее в разные издательства. Наконец мне улыбнулась удача: Наталья Горинова, шеф-редактор «АСТ», взяла «Каиссу» в свою серию «Фантастика будущего». Ей понравился стиль, жанровое сочетание и юмор книги. Я опасался трудностей в работе с издательством. Но зря: все прошло как по маслу. Правок было немного, никаких вложений в публикацию не понадобилось. С Натальей и ее командой очень комфортно работается, они настоящие профессионалы.
Мне кажется, хорошую книгу всегда можно пристроить в издательство, если обладать должным упорством и следить за требованиями рынка. Создаются новые серии, меняются читательские запросы, открываются небольшие издательства, которые рады новым авторам. Нужно постоянно искать возможности.
– Что отличает «Каиссу» от других книг? Что нового вы попытались привнести в этот мир посредством писательства?
– Моя цель была создать перегруженную атмосферу, в которой герои пытаются расслышать самих себя. Это злободневно: 92% цифровых данных в мире появились за последние несколько лет. Это же такой информационный шум! Как мы с ним справляемся?
В «Каиссе» есть все: путешествия во времени, ИИ, демоны, секты… Но главное, там есть герои, которые искали свободу везде, а нашли внутри себя. Саморефлексия – это центральная идея книги, но есть и другие. Например, о том, как небольшие слухи могут перерасти в реальные действия с плохими последствиями. Или как важно отыскать своего человека в этом мире.
В отличие от яркого сеттинга и сложного сюжета, главные герои очень обычные. Если смотреть на мир «Каиссы» их глазами, он кажется очень простым. Ради этого эффекта я месяц сидел за книгами по сценарному искусству и психологии, прорабатывая персонажей. Вообще, хорошая книга – это не самая умная или самая интересная. Это всегда самая сбалансированная книга. Все должно быть в равной степени хорошо: юмор, идея, сюжет, герои… Я уделял внимание каждому аспекту «Каиссы». И когда пошли первые рецензии, я понял, что мне удалось. До сих пор помню самый первый отзыв от читателя из Надыма. Он сказал, что книга помогла ему возобновить интерес к активному чтению. Для меня это были самые важные слова о моем творчестве. Когда мне тяжело писать, я всегда их вспоминаю.
– Что вам показалось самым сложным в писательстве?
– Самое сложное в написании книги – это держать фокус на ее написании, помнить, что только текст делает писателя писателем. Я прочел десятки книг по писательскому мастерству, но этот урок самый важный. Еще я разбирал творчество современных фантастов – Глуховского, Пелевина, Панова, Лукьяненко. За их фантастическими мирами можно разглядеть актуальную современную проблематику. Они пишут на остросоциальные темы.
Важно, чтобы читатели осознали, что высокие технологии – это не только новые возможности, но и ответственность, вызовы, опасности. Это важная идея, она витает в воздухе и соответствует читательскому запросу. А фантастам важно ее раскрыть. «Каисса» поднимает тему переизбытка информации. Второй роман посвящен проблемам ИИ. Его я планирую закончить к весне. Считается хорошим темпом, когда автор пишет одну книгу в год. Для меня это ориентир.
– Расскажите подробнее, о чем будет ваша следующая книга?
– Следующий роман будет детективным триллером про квантового физика, который после неудачного эксперимента встречает своих двойников и попадает в очень неприятную историю. Я всегда мечтал попробовать себя в детективном жанре. Обожаю остросюжетные криминальные истории от Майка Омера и Ю Несбё. Новая книга – шанс написать что-то подобное.
– Планируете ли вы в будущем сделать писательство своей основной профессией?
– Я не вижу писательство своей основной профессией. Мне нравится работать программистом. Да, я пишу научную фантастику, но, как программист, я могу делать ее реальностью.
Беседу вел Кирилл Салимов