О перспективах Твери как столицы культурного туризма много разговаривали лет 15 назад. С тех пор в городе успел обрушиться Речной вокзал, закрылись, так и не открыв свои двери после ремонта, областной краеведческий музей и Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина. На перспективах привлечь культурных туристов руководство области решило поставить жирный крест.
На выселки отправлен художественный колледж имени Венецианова, заколоченным стоит здание бывшего Дворянского собрания – Дома офицеров. Смутные неприятные слухи доносятся из филармонии, куда перестали ходить те, кто не пропускал ни одного концерта лет 20 точно. И только три театра – ТЮЗ, академический театр драмы и Театр кукол еще держатся. И даже зрители из Москвы приезжают порой в Тверь, чтобы сходить на новый спектакль с участием Тараса Кузьмина.
На прошлой неделе в киноконцертном комплексе «Панорама» два дня проходил фестиваль «Цифровая история», который подтвердил две истины: есть большая потребность в находящемся недалеко от Москвы центре культурного туризма выходного дня и нет никакой заинтересованности в развитии такого туризма ни у регионального министра культуры Ксении Глинки, ни у ее начальства.
Я была уверена, что фестиваль состоится в недавно построенном центре «Россия – моя история» на набережной Лазури. И даже приехала в этот центр, но обнаружила там лишь сонных вахтеров. Уточнив, что мероприятие происходит в «Панораме», известной в народе как «Рюмка», я отправилась туда и с удивлением обнаружила, что весь зал, который я привыкла видеть на официальных мероприятиях полупустым, заполнен людьми.
Фестиваль «Цифровая история» – это два дня лекций нон-стоп, когда профессиональные историки интересно и доступно рассказывают о важных сюжетах мировой истории. В этот раз Тверь приняла историко-литературный проект «Пушкин и другие», в связи с тем что «наш все» в 2024 году отмечает 225 лет (и в этот юбилейный год тверские власти едва успели закончить ремонт в основном музее А.С. Пушкина в Тверской области в Бернове, где было написано «Мороз и солнце, день чудесный»).
На вопрос, почему для фестиваля не подошел центр «Россия – моя история», основатель проекта Егор Яковлев ответил так: «Там невероятно долгое бюрократическое согласование и вообще полное нежелание что-то делать. Мы сначала хотели провести мероприятие в этом центре, но поняли, что такими темпами ничего не получится».
По словам Егора Яковлева, в других регионах в открытии фестиваля принимают участие региональные министры культуры и даже губернаторы, как недавно в Калининградской области. В Тверской области руководство региона просто не проявило никакого интереса. «Это ладно, главное, чтобы не мешали», – считает Егор Яковлев.
Я поговорила со зрителями в зале. Многие приехали из Москвы, некоторые из Санкт-Петербурга. Все покупали билеты, то есть это не было привычным для нашей власти заполнением зала юнармейцами, для того чтобы отработать грант. И в то же время ничего политического, того, что могло бы напугать г-жу Глинку, которая даже концерта группы «Звери» испугалась, тоже не было. Просто большое просветительское мероприятие.
Если бояться, как бы чего не вышло, то ничего и не выйдет. Когда-то наш город принимал масштабные события, такие как фестиваль современного искусства «Верь в Тверь». Сегодня даже странно представить, что такое бывало в наших краях.
В городах Тверской области, которые позиционируются как туристические центры, ситуация не лучше. И опять же, речь идет об объектах областного подчинения. Осенью закрылся на ремонт краеведческий музей в Торжке на неопределенный срок. В Калязине на долгие годы затянулся ремонт особняка купцов Полежаевых, куда должны перевести краеведческий музей из храма, и, что этот ремонт завершится в 2025 году, тоже нет никакой надежды.
М.Е. Салтыков-Щедрин, наш земляк, 200-летие которого мы будем отмечать через год, нашел бы, как высмеять эту ситуацию. «Город Глупов, как он есть, ничего не меняется», – сказал бы классик.
Мария Орлова