Председатель Тверского клуба инвалидов-колясочников «Кристалл» Андрей Увиков рассказал о том, как на самом деле реализуется программа «Доступная среда». Вместе с нашим журналистом Андрей проехался на общественном транспорте, а также побывал в Московском и Центральном районах города.
Крупский мост – неподъемная гора
Я встретилась с Андреем у Крупского моста, который он накануне проинспектировал. А до этого он вместе с НКО «Эксперт» в составе приемной комиссии принимал ремонтные работы на улице Хрустальной. Впечатления у молодого человека были разные:
– На Соминке принимали тротуар. По сравнению с тем, что было раньше, стало гораздо лучше, хотя еще есть к чему стремиться. Но в любом случае это уже большой шаг вперед. Требовать от подрядчика все переделать мы не можем, ведь он выполнил работу в соответствии с проектом. Поэтому было бы хорошо, если бы с нами советовались еще на начальном этапе. Но то, что мы имеем диалог с подрядчиком и администрацией, уже хорошо. Замечания мы внесли в протокол. Надеюсь, будут звать нас дальше.
Инспектировать Крупский мост нас не приглашали, однако это нам не помешало выполнить задуманное. Впечатления оказались не самые лучшие. Если с одной стороны на путепровод с горем пополам можно забраться, то с другой стороны на коляске без посторонней помощи это сделать невозможно. Теперь придется указывать на недостатки и принуждать переделать. Это долгий и трудоемкий путь для всех сторон. А ведь можно было бы внести изменения еще на стадии проекта.
Новостройки: доступные и другие
За разговорами я не заметила, как мы приехали в парикмахерскую. Нет, никому из нас не нужно было постричься. Дело в том, что в микрорайоне Южном работает салон Марины Леонович, где бесплатно стригут инвалидов. Мы оценили вход в помещение, пандус и удобства для тех, кто будет приезжать сюда на коляске. Довольные отправились на остановку общественного транспорта.
По пути Андрей, объезжая недостатки тверского асфальта, продолжил:
– Который год просим, чтобы нас приглашали для экспертизы проектов по ремонту пешеходных путей, дорог, строительству зданий, чтобы мы могли изначально посмотреть и выявить несоответствия с нормами. Проекты разрабатывают здоровые люди, которые ходят ногами. Они не во всем могут понять нас. Также нельзя забывать, что есть слабовидящие, слабослышащие люди.
– Недавно ты проверял новостройки, насколько они соответствуют доступности для инвалидов. Что скажешь?
– Исправить каждый дом, будь то брежневка, хрущевка или сталинка, невозможно. Но если строить сразу доступные дома, то со временем недоступных у нас не останется. То же самое касается тротуаров. И нам не нужно будет с таким трудом продумывать туристический маршрут для маломобильных категорий граждан.
Первым делом смотрели дома ДСК. Я был приятно удивлен, что они делают съезды с тротуаров. Хотя последние стоило бы продумать шире. Перед подъездами имеются пандусы, внутри – два лифта, что тоже хорошо, потому что в грузовой лифт любая коляска влезет. Но вход в квартиры затрудняют высокие пороги, а проход в санузел узкий. Высокие пороги также на балконы. Это, кстати, везде, несмотря на нормы пожарной безопасности.
– Где еще побывал?
– Следующим был ЖК «Звездный». Там есть свои минусы, но имеется условная доступность для инвалидов. Огорчил ЖК «Новый город». Дома по-прежнему строятся в стиле Советского Союза. Крутая лестница и пандус в виде швеллера создадут серьезные проблемы не только инвалидам, но и мамам с колясками. Мы пытались им указать на недочеты в соцсетях, однако свои ошибки они не признают. А значит, следующие 25 домов наклепают точно так же, сея новую проблему. Заявление в прокуратуру результата не дали. Вероятно, там тоже не обладают нужными компетенциями и посчитали, что эти швеллеры – это пандус. Но таким устройством пользоваться невозможно. Да и опасно для жизни.
– Проблема, я так понимаю, не решилась?
– Когда мы посетили ЖК «Новый город» снова, то заметили, что у подъездов появились таблички с номером телефона, по которому можно вызвать персонал для подъема. Я позвонил. Спустя 15 минут привезли гусеничный ступенькоход, которым тоже страшно пользоваться и медленно. Да и получается, что равного доступа нет. Это сравнимо, как если запереть подъезд на ключ, и, чтобы тебя впустили, нужно звонить кому-то и ждать 15 минут. Пока мы ожидали, видели, как мамы на руках коляски из дома выносят.
ЖК «Мичуринский» – самое лучшее место, где я бывал. Здесь почти идеальные съезды. В большинстве подъездов пороги ниже 1,5 см, как и положено. Вход в квартиру тоже не затруднен порогами. Молодцы!
Комфорт – когда не нужна чья-то помощь
Приближаемся к остановке. Андрей указывает на машины, припаркованные на тротуаре. Раньше бы я и внимания на это не обратила. «Ну, ведь незлые люди так делают, – отмечает мой спутник. – Просто не задумываются».
– Действительно.
– В этом и проблема. Когда нас не видят, люди о нас забывают. Занимают парковки для инвалидов, ставят неудобно автомобили и т.д. Это замкнутый круг. Чем больше инвалидов на улице, тем больше о них думают, и все приходит в норму. Чем хуже на улице, тем меньше инвалидов. Вот для этого и нужны активные горожане, которые будут менять мир вокруг себя.
– Но ты ведь тоже не сразу к этому пришел?
– Да. Я научился работать дома, друзья сами приходили, многое заменял интернет. Комфортно. А выходить на улицу – нет. Мне повезло, подвернулся «Кристалл», где меня смогли расшевелить. А еще очень помогла поддержка друзей и родных.
Особенно непросто тем, у кого приобретенная инвалидность. Сложно себя принять таким, когда внутри чувствуешь себя сильным, красивым, полным возможностей. И совсем не хочется собирать жалостливые взгляды прохожих. От этого сложно уйти.
– Но можно же?
– Да, когда ты едешь по улице и тебе не нужна чья-то помощь. Вот поэтому и должна работать программа «Доступная среда». Для многих проблема просто выйти из дома. Это большие неудобства. Когда я жил на третьем этаже, мне приходилось просить о помощи знакомых, родственников. Если бы они ни пытались меня периодически вытащить на улицу, я бы дома так и сидел. А выходить мне уже, как казалось, было не нужно.
О парковках для инвалидов
Подъехал синий автобус, остановился. Люди стали заходить внутрь. Андрей нажал на кнопку и остался ждать водителя. Тот вышел, опустил пандус, и молодой человек на коляске без проблем въехал в салон. «Кстати, очень удобно теперь стало, – отметил он. – Раньше я представить не мог, что смогу вот так без проблем перемещаться. В маршрутках-то это было невозможно. Да я на них никогда и не ездил».
Заняв место для инвалидов, Андрей отметил, что специальная кнопка для вызова в самом автобусе зачастую не работает. Тогда приходится махать руками и просить других пассажиров передать водителю, что тебе надо выйти.
По дороге я вернулась к теме парковок:
– Порой, находясь где-нибудь у «Глобуса», замечаю, что все парковки для инвалидов заняты. Это тоже тот случай, когда о вас не думают, пока не видят?
– Да. И это большая проблема. С одной стороны, я людей понимаю. Парковок не хватает. Что делать, когда все занято, а эти свободны? Но даже в этом случае нельзя поступать по-свински, заняв последнее место. Многие рассуждают так: «Зачем так много парковок для инвалидов? Их здесь столько нет». Конечно, нет, они никогда сюда и не приедут, потому что здесь такое отношение. Также нельзя забывать, что люди с инвалидностью – это не только колясочники. Правом специальной парковки также пользуются и со второй группой инвалидности. Эти люди зачастую выглядят как все остальные, здоровые. Но эта помощь не просто так дается. Жить с инвалидностью действительно тяжело. А в нашей стране вдвойне.
Чем хороши сетевики?
Выбраться из автобуса на коляске тоже не составило труда. Водитель оперативно среагировал, опустил пандус, и мы оказались на улице. Наш разговор плавно перешел к удобству торговых центров.
– По уму они разбиваются на несколько зон, – пояснил Андрей. – Ближайшая остановка общественного транспорта, путь следования, парковка, входная группа, помещение и функциональные зоны. Сетевые магазины, с одной стороны, зло для экономики города, но в то же время приятно, что у них есть свой стандарт вроде автоматических дверей, нормального пандуса, ширины проходов между стеллажами, специального санузла. И этого стандарта они придерживаются.
Мне бы очень хотелось, чтобы о нас вспоминали не только тогда, когда видят инвалидную коляску или человека с белой тростью.
***
После прогулки мой взгляд будто скорректировался и метко замечал все недостатки. Тут вот тротуар высокий, здесь тактильная плитка неправильно располагается, а вот и аптека, в которую человек на коляске не заедет даже при всем желании.
Дашун Самарина