Однажды моя знакомая рассказала мне интересный случай: ее старенькая бабушка заболела и уже собралась помирать, но тут по телевизору начался показ сериала с видами Твери, который бабушку очень заинтересовал.
Сериал как продление жизни
Каждый день старушка с нетерпением стала ждать продолжения запутанной семейной истории и строить предположения, как это все распутается. А свою кончину она перенесла на неопределенное время.
Сериал «Личное пространство» сумел показать российскому телезрителю еще целый речной вокзал, бодро бегающие по городу трамваи и прочие уже ушедшие из нашей жизни реалии недавней Твери. Мастерская работа оператора делает наш город очень красивым. Хотя для нас, жителей Твери, некоторые кадры выглядят довольно забавно: например, арка речного вокзала в фильме играет роль входа в жилой дом, где живет семья главного героя.
По словам культуролога Михаила Швыдкого, начало русских сериалов приходится на 1998 год. Тогда наша публика в основном увлекалась бразильскими сериалами, а российское кино переживало кризис, поэтому возникла необходимость в малобюджетных фильмах. Для народа это доступный и понятный многим учебник жизни. Поэтому на авторов сериалов ложится большая ответственность, а зрителям нужно уметь выбирать из огромного количества российских сериалов то, что улучшает настроение, обогащает, а не обедняет наш жизненный опыт и внутренний мир.
Как ТвГМУ превратился в институт психологии
«Личное пространство» (режиссер Станислав Митин) – типичная мелодрама. Речь идет о важнейших проблемах семейных взаимоотношений. Главный герой – профессор психологии Владимир Сергеевич Колосков (актер Ю.Батурин), привлекательный мужчина средних лет. Свою жизнь он организовал довольно удобно: любимая работа, дружная семья. И еще есть обаятельная секретарша Эля, с ней у него вполне определенная договоренность: домой не звонить, на людях обращаться на «вы», ничего не усложнять. Культивируемое профессором понятие «личного пространства» позволяет ему искренне считать себя порядочным человеком и создавать определенный размеренный уклад повседневной жизни.
Но за этим фасадом скрывается не только Эля, но и связь 18-летней дочери Даши, студентки того вуза, в котором работает Колосков, с аспирантом кафедры иностранных языков, который для родителей представлен как ее репетитор. В жизни самого Колоскова есть тайна обиды на отца, знаменитого ученого-психолога Тихомирова, якобы бросившего их с матерью после его рождения. А еще печаль и догадки жены, которая каждый день, как судья, занимается бракоразводными процессами и понимает, что измена – это всегда обоюдная вина. Все первые три серии Колосков готовится к международному симпозиуму, который будет проходить в их городе, и проводит психологические эксперименты с шимпанзе Васькой. Работает ученый в Тверском государственном медицинском университете, на время съемок превратившемся в институт психологии. Здание, где он проводит эксперименты с Васькой, напоминает пансионат «Луч» на Мигаловской набережной.
В сериале параллельно развивается несколько линий сюжета: одна показывает жизнь семьи Колоскова, вторая – его вторую жизнь, третья – жизнь дочери Даши. И все они до поры до времени не пересекаются, потому что построены на лжи. Постепенно лжи приходит конец.
«Этот город предателей»
До симпозиума остается три дня, а в лаборатории Колоскова шимпанзе Васька тоскует по своей «жене» Дездемоне, оставшейся в Сочинском зоопарке, и ломает весь эксперимент профессора Колоскова. Соответственно, пропадает и доклад профессора, подготовленный для симпозиума в тяжелых условиях ночевки в лаборатории. Туда к нему приходит дочь, жалуется на предательство любимого и непонимание матери. Отец успокаивает ее. Но эта идиллия длится недолго. Когда в следующий раз они приезжают к отцу вместе с матерью, обеспокоившись его отсутствием, они застают там сцену его объятий с Элей. Так окончательно рушится мир Даши: отец тоже оказался предателем. И сам Колосков ночью в постели признается Эле: «Я всем делаю больно». А Даша не находит другого выхода из ситуации, как только уехать в Москву из «этого города предателей». Ее провожает бывший одноклассник Воропаев. Сцена расставания с Тверью на вокзале, узнаваемом в деталях, тоже типична для нашего города.
Наступил день симпозиума. Колосков встречает приехавшего на симпозиум академика Тихомирова, называя его по имени-отчеству, и на симпозиуме объявляет об отмене своего доклада, так как эксперимент привел к необъяснимым результатам. Академик Тихомиров спасает положение, похвалив его за честную позицию: «Я понял, что мы приходим в науку, чтобы принять знания предшественников. Я благодарен моему преемнику и сыну – в его лаборатории рождается будущее!» Потом в ресторане Колосков узнает от отца, что тот писал ему много лет, но мать была против и выбрасывала его письма. То есть лгала еще и мать Колоскова.
Кончается все хорошо, как и положено в сериалах, но вопросы ко всем героям остаются. Как на самом деле часто за «приличным» фасадом скрывается много чего неприличного! И тот факт, что главные герои фильма, отец и сын, психологи, никак не гарантировал честности в отношениях и правильной жизни.
Наталья ОРЛОВА