Тверские щеголихи 150 лет спустя

03.12.2025, 08:25

В Торжке прошел необычный показ мод. Его гости смогли увидеть, как одевались щеголихи Тверской губернии 150 – 200 лет назад.

Показ мод полуторавековой давности состоялся в гостинице Пожарских Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ). На нем была представлена реконструкция 17 костюмов Тверской губернии, выполненных по акварелям художника-этнографа XIX века Федора Солнцева. Он стал частью совместного проекта ВИЭМ и петербургского Российского этнографического музея (РЭМ) «Красота по-русски: тверские щеголихи», который реализует Фонд развития РЭМ с использованием гранта Российского фонда культуры в рамках федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта «Семья».

Серия этнографических акварельных зарисовок русского крестьянского и купеческого костюма всех губерний Российской империи художник-этнограф Федор Солнцев создал в середине XIX века. Всего исследователь зарисовал 600 костюмов. В настоящее время эти акварели хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Костюмам Тверской губернии Федор Солнцев посвятил 30 акварелей: 12 из них иллюстрируют женские наряды Торжка, оставшиеся – одежду жителей Твери, Осташкова, Вышнего Волочка и Ржева.

Научный консультант проекта художник, искусствовед, исследователь народного костюма Андрей Боровский рассказал, что такой интерес этнографа к тверскому костюму объясняет просто: Федор Солнцев был частым гостей в Тверской губернии, а в Торжке даже устроили для него бал, участницы которого надели старинные народные платья, хранившиеся в их сундуках.

Андрей Боровский также отметил уникальность проекта. Она заключается в том, что зрителю впервые показали полные комплекты традиционной одежды жительниц Тверской губернии. Такого нет ни в одном музее России! Даже РЭМ может похвастаться лишь отдельными элементами тверского костюма.

Проект позволяет увидеть сложные многослойные комплекты одежды из 6–10 предметов, воссозданных с исторической точностью и позволяющих оценить красоту тверского стиля, отметил искусствовед. По его словам, «тверские щеголихи» – уникальное культурное явление. Это были смелые и самостоятельные модницы из купеческих, мещанских и зажиточных крестьянских семей, которые во второй половине XIX – начале XX века создали свой узнаваемый стиль.

Реконструкцию костюмов осуществила Студия костюма Марии Рыбаковой из Твери.

«Мы использовали в работе не только акварели Федора Солнцева, но и экспонаты, хранящиеся в собраниях ВИЭМа и РЭМа. Прикоснуться с подлинным старинным вещам было настоящим чудом!» – рассказала Мария Рыбакова. Она также отметила, что практически все швы на костюмах были сделаны вручную, а это километры стежков.

Первая часть проекта состоит из 12 новоторжских костюмов. Они были созданы в 2024 году. Вторая часть включает в себя пять комплектов одежды: три – из Твери, в том числе детский костюм для девочки, и по одному из Вышнего Волочка и Ржева.

«Мы создали точную, подробную наглядную трехмерную визуализацию одежды, которую носили щеголихи Тверской губернии. Эти вещи созданы из современных тканей и материалов, но полностью соответствуют своим прототипам. Мы можем их надеть, можем в них походить. Это живая история. Это проект-музей, который делает шаг навстречу своему посетителю», – пояснил Андрей Боровский

С ним согласен руководитель проекта – директор Фонда развития РЭМ Федор Демешко.

«Эти костюмы хороши тем, что не являются предметами музейного фонда, мы можем их легко перемещать, – рассказал он. – Это позволяет нам заниматься выставочной просветительской деятельностью, что мы активно делаем совместно со Всероссийским историко-этнографическим музеем».

До конца декабря выставку костюмов «Красота по-русски: тверские щеголихи» (6+) можно увидеть в Доме России ВИЭМ в Торжке. Потом она поедет по разным регионам нашей страны. В планах же, признался Федор Демешко, отправить ее за границу. Пусть и в других странах узнают, что это такое – красота по-русски.

Ирина Мандрик

Фото автора

3 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх