Школа на удаленке – такое не снилось и ученикам Хогвартса. Последняя четверть в тверских школах началась дома, у компьютеров, и хорошо, если в семье они есть и на всех хватает.
Утром вместо привычной прогулки по городу – выход на сайты типа «Сетевой город», «Дневник.ру», «Учи.ру» «ЯКласс», «Яндекс. Учебник». Смотрим, есть ли задание? Есть – выполняем, зачастую с помощью родных, фотографируем, отсылаем.
Поскольку электронных школьников миллионы, сайты не выдерживают, виснут – об этом говорят многие, во всяком случае, те, кого я опросил.
Проблемы у всех примерно одни и те же: трудно распределить время и дисциплинировать ребенка, особенно если в семье двое, как у Евгении и как у Григория. Еще респонденты отмечают, что детям не хватает живого общения, дома нет дистанции, как в социуме, и школьники недополучают нормальной социализации.
Евгения Дивакова (мать Леонида, 2 класс, 45 школа, и дошколенка Нины):
– Система в целом неплохая. Но очень большая нагрузка ложится на учителей и на родителей. У меня есть время заниматься с сыном. Нам нравится. Но это подходит не для всех. Родители многих школьников хоть и на удаленке, но трудятся полный рабочий день. Школа хорошо дисциплинирует. Они находятся в коллективе и кроме знаний получают опыт общения. Здесь этого нет, и это плохо.
В плане лайфхаков сложно сказать. Я иногда привлекаю Нину. Прошу Леню ее учить – и ей полезно, и ему.
А так, надо учиться планировать время, составлять расписание даже. Ну и не ограничиваться программой. Мир гораздо шире.
После интервью Евгения вспомнила один важный момент: у них в Дневник.ру школьный психолог высылает советы, как побороть стресс, как снизить или снять зрительную и общую усталость. Возросшая нагрузка на глаза – еще одна трудность в перечне адаптации к удаленке.
Григорий (отец школьника, 5 класс, и дошколенка):
– Понятно, что очень много импровизации в этом процессе – никто специально не готовился к такому варианту. Проблема №1: мы периодически конкурируем за доступ к интернету. Приходится выбирать, либо работаешь сам (часть работы тоже стала удаленной), либо уступаешь место и помогаешь ребенку разобраться с техническими нюансами.
У нас дома два ноута с выходом в интернет (работа с телефона не рассматривается в силу ряда особенностей). И если взрослым меньше спать, то, конечно, времени хватает.
Мой сын старается, но в реальности это довольно сложно – мы выскакиваем на избыточность школьной программы, перегруженность ее заданиями без полноценного педагогического сопровождения. Школа (и репетитор, кстати, – он тоже выпадает в текущей ситуации) – это еще и социализация, возможность выйти за пределы семьи, познакомиться/поддерживать отношения с разными людьми.
Педагог и ученик – совсем не то же самое, что родители и дети, решающие вместе задачу по математике. Первый вариант предполагает определенную личностную дистанцию, второй – нет. Нормальная ситуация в школьной жизни: не смог ответить – ответил одноклассник, и учитель закрепил материал. Вот этот момент выпадает напрочь: если ребенок запнулся, то его точно никто не выручит (у родителей тут другая роль). Скорость усвоения оказывается скоростью личного погружения в материал, что в корне неправильно. Обычно индивидуальное познание идет медленнее. Далее возникают проблемы организации времени.
Нина Носкова (мать Павла, 6 класс, 15 школа):
– Для моего сына такое обучение необычно, и, конечно, я помогаю. Плюс он болел перед самоизоляцией, и некоторый материал мы с ним проходим вместе. Что-то он делает сам: русский, физкультуру, английский. Трудности с математикой и биологией, но тут мы смотрим онлайн-уроки или я объясняю.
Трудности со скоростью и с тем, что электронный дневник подвисает. У нас есть родительский чат, где мы, родители, обсуждаем проблемы и решаем их. Вообще нас очень сплотила эта ситуация, у нас чудесный родительский комитет. Мы ежедневно отсылаем классной sms с информацией о ребенке, где он, как себя чувствует. Плюс учителя сделали электронную почту для вопросов и домашних заданий, если образовательные порталы подведут.
Сын хочет назад в школу, учиться дома ему не нравится. Ведь надо все самому, и друзей рядом нет. Сейчас он понял, что любит школу.
***
Тем временем, в родительском сообществе все чаще начинает звучать требование к Министерству образования России перенести оставшиеся месяцы учебного года на июль — август в связи большими трудностями обучения онлайн.
«В семьях российских школьников нет достаточных технических возможностей для такого обучения, в результате приходиться пользоваться техникой родственников, соседей и т. п. что нарушает условия карантина. Также школьные интернет порталы не выдерживают нагрузки и не приспособлены для работы в условиях чрезвычайной ситуации. Считаем это решение совершенно необходимом для сохранения жизни и здоровья наших граждан, сокращение нагрузки на родителей которые и так находятся в ситуации цейтнота», — пишут родители в соцсетях.
Роман Гурский