В Театре юного зрителя завершился первый в истории Тверской области проект «Зумер-драма». Суть его заключалась в следующем: в конце декабря ТЮЗ отобрал 15 ярких представителей поколения зумеров, которые в течение пяти дней написали короткие пьесы для постановки в театре. Зумеры (zoomers) – это люди поколения Z, то есть родившиеся с 1997 по 2012 год.
14 января Тверской ТЮЗ праздновал 90-летие, и в честь этого для молодых драматургов на главной сцене поставили пьесу «Фриц Бауэр» Веры Селиховой и Натальи Сац. Примечательно, что именно «Фриц Бауэр» стал первой пьесой, поставленной в Калининском ТЮЗ еще в 1932 году. Представление прошло в формате читок: актеры сели на стулья, расставленные по сцене, и прочитали пьесу по ролям.
16 января 12 зумеров-драматургов, доведших свои произведения до конца, представили их на сцене. Актеры (также в формате читок) поставили 12 коротких пьес. Мероприятие началось в 15:00 и растянулось на 4,5 часа. Авторы – тверские школьники и студенты.
Сейчас «Караван» представляет уникальный материал для тверской прессы: 12 рецензий на театральные постановки в одной статье. Автор никого не хочет обидеть – только выявить основные тенденции в развитии драматургии Тверского региона и заодно указать на интересные моменты произведений.
Максим Масляков «Радиостанция Futuro» – «мистический триллер в итальянском стиле». Пьеса уморительно смешная, главным образом из-за того, что герои – итальянцы. В ней цепляющий сюжет, но интрига раскрывается в одной длинной реплике злодея, из-за чего концовка оставляет ощущение недосказанности. Возможно, малый хронометраж не позволил истории раскрыться как следует.
Арина Зайнутдинова «Последний я» – «психоделический боевик с элементами мистики в психиатрической лечебнице». Пьеса динамична и оттого увлекательна. Тем не менее сюжет про героиню в психлечебнице вобрал в себя многие клише сюжетов про психлечебницы. Текст больше походит на сценарий для фильма ужасов или компьютерной игры-страшилки.
Алиса Шувалова Golden years – «философская притча, навеянная творчеством битников». Бессюжетная зарисовка с забавными героями, похожими на Кекса и Укропа из давнего юмористического сериала «Даешь молодежь». Это история о поиске себя в недружелюбном мире, рассказанная сумбурно и попросту непонятно.
Ульяна Земледельцева «Час быка» – «мелодрама в интернет-переписке, где котик меняет все». Зумерская пьеса до мозга костей. В ней рассказывается о девочке, которая противостоит злым и закостеневшим во времени взрослым. И разумеется, побеждает несмотря ни на что. Текст переполнен клише и заезженными сюжетными ходами, начиная от «меня никто не понимает» и заканчивая «поцелуем с первым встречным».
Алина Акилян «Вася, Стася и арбуз» – «ссора в стихах». Самая интересная, по мнению автора, пьеса в проекте «Зумер-драма». Мало того что она наполовину в стихах, так в ней еще и повествуется о конфликте между братом и сестрой (нечасто встретишь подобные конфликты в литературе, драме и кино). При этом персонажи честные, но со своими тараканами в голове – в общем, живые. Однозначно хотелось бы увидеть расширенную версию пьесы на сцене.
Софья Горшкова «А небо красивое…» – «лирическая новелла об уязвимости и надежде». Метафоричная история о мальчике, которого никто не понимает, все принижают и т.д. Пьеса выигрывает за счет качественного текста, который наверняка заставит некоторых родителей задуматься над отношениями со своими детьми.
Ульяна Белякова Finis enim prope est – «мелодрама о поиске себя настоящего в прошлом». Пьеса о личных переживаниях, о поиске счастья, места в этом мире… В общем, обо всем и ни о чем одновременно. Нужно иметь слишком большой драматургический талант, чтобы интересно и понятно высказываться на такие темы в формате короткой зарисовки.
Валерия Назина «Без меня – нет тебя» – «психологическая драма о потере связи с реальностью, близкими и самой собой». История о девушке в психлечебнице, которая видит галлюцинации. Или не видит? Непонятно. В общем, тоже странная пьеса с качественным, но невзрачным текстом, неочевидным сюжетом и в декорациях психлечебницы.
Анастасия Демидова «Обычный ключ» – «самая обычная абсурдная пьеса». Уморительно смешная бессюжетная зарисовка. Речевые обороты персонажей и восхищают зрителя, и выводят его из равновесия одновременно, а в совокупности вызывают лошадиный смех. Невероятно творческая абсурдная комедия.
Екатерина Малыкина «Пять минут» – «почти ужастик в нескольких сновидениях». Пожалуй, это самая минималистичная пьеса из всех поставленных. Есть только героиня, которая не хочет просыпаться и идти на учебу, и мать, которая ее будит. Это история без лишнего драматизма, с чувством юмора и о наболевшем. Она искренняя и оттого интересная.
Софья Шмигирилова «Выбирая бабочку» – «диалог в метафизическом пространстве об эффекте бабочки, выборе и судьбе». Еще одна метафорическая история о смысле жизни, поиске счастья и т.д. Сумбурная, неочевидная, но зато открытая для интерпретации и теорий.
Татьяна Галкина «Хамка» – «рок-н-ролльное драмеди о творчестве и запретах». История о художнице, ученице 11-го класса, которую, разумеется (!), травит учительница физики и директриса. Но школьница, разумеется (!), всех побеждает, потому что она сильная и невероятно талантливая. В программе: клише, ярлыки на персонажах и вечный конфликт отцов и детей. Притом однобоко показанный конфликт, в котором сильный и талантливый ребенок однозначно прав, а старый и бессердечный взрослый однозначно не прав. В общем, «не успешен твой успех».
В итоге мы получили три пьесы на тему противостояния поколений, в котором зумеры обязательно побеждают, три почти бессюжетных и странных размышления на тему смысла жизни и счастья, две истории в декорациях психлечебницы, два триллера, одну абсурдную комедию и одну уникальную ссору в стихах.
Не будем забывать, что драматурги написали свои произведения всего за пять дней и что им всем еще нет и 20 лет. «Караван» поздравляет каждого зумера – участника проекта и каждому желает в ближайшее время взяться за перо и продолжить работу на поприще драматургии.
Кирилл Салимов
фото автора