Политическая ситуация в России и мире несется вскачь неизвестно куда, и только в Тверской области ничего не меняется. Как и положено в конце августа, губернатор Игорь Руденя проводит совещания по готовности региона к учебному году и отопительному сезону, понимая, что еще один учебный год и отопительный сезон придется провести с нами.
Конечно, положение Игоря Рудени лучше, чем положение врио губернатора Курской области Алексея Смирнова. Тот, наверное, тоже думал, что отопительный сезон является главной угрозой для среднерусского губернатора. Но оказалось, что в некоторых районах Курской области он вообще не начнется. И учебный год не начнется. В этот регион нежданно-негаданно вошли войска соседнего государства. «Ой, а что случилось», – грустно иронизируют в таких случаях в соцсетях.
Поэтому будем благодарны за то, что у нас жизнь идет худо-бедно, но мирно.
В наше время можно всего ожидать. Как мы знаем, Игорь Руденя ожидал должности в федеральных управленческих структурах, а остался на веки вечные заперт в кабинете губернатора Тверской области. Ожидая федерального назначения, он основательно запустил внутреннюю региональную политику – в правительстве Тверской области уже который год нет даже профильного зама по этой теме. В результате во всех районах полностью разбалансировалось управление. Нет глав в Торжке и Торжокском районе, в Кашинском, Бологовском и Удомельском округах…
Если где-то остались главы старого призыва, которых выбирали еще лет 15–25 назад, на конкурентных выборах, так с них надо пылинки сдувать, что они пока работают. Но и против этих последних из могикан плетутся какие-то непонятные интриги: так, очередные неприятности в данный момент переживает глава Калязинского округа Константин Ильин, руководящий этим районом с прошлого века.
В минувшие выходные мне пришлось довольно много ездить по дорогам Тверской области с гостями из Москвы и объяснять им, почему в нашем регионе качество дорог как минимум в два раза хуже, чем в Подмосковье. Объяснение простое: нет денег и власти на местах. В деревнях даже магазины – «Пятерочки» и «Магниты», а ежели где есть живое сельское хозяйство, то это крупный федеральный капитал. Предельная централизация денежных средств – одна из главных скреп России. Она же – серьезное препятствие для развития территорий.
Если в Финляндии муниципалитет собирает налоги, оставляет у себя заранее оговоренный процент, а остальное отправляет в государственный бюджет, то в России все деньги, собранные где бы то ни было, сначала отправляются в Москву. А оттуда они делятся, как с барского плеча, вроде как Москва наделяет регионы, а не они питают Москву. То же происходит в отношениях региона с муниципалитетами. Для удобства этого дележа созданы муниципальные округа. Чем возиться с муниципалитетами первого уровня, сельскими и городскими поселениями, лучше выдать средства в одно место, главе. Пусть с местными депутатами раздаст всем сестрам по серьгам.
Глава муниципалитета при этом не выбирается всенародно, а по сути, назначается областной властью. И обязан отчитываться не перед народом, а перед губернатором. Шаг вправо, шаг влево считается побегом. Вот и не идут достойные люди в главы муниципалитетов, думают: «Зачем нам это надо?»
Это ж надо дойти до такого, что невозможно найти желающего стать мэром Твери! Кому не предложат – все отказываются. Мало того, что надо выдюжить отопительный сезон с неизвестно кому принадлежащей «Тверской генерацией», так еще пойди сработайся с Игорем Михайловичем, любителем поругаться.
И в губернаторы сегодня тоже никто не рвется. Губернатор нынче связан по рукам и ногам, он должен согласовывать все свои решения с профильными федеральными министерствами и ведомствами, за ним внимательно приглядывают силовики. Это не тот хозяин жизни, какими были губернаторы в конце 1990-х. Но и ответственности у него никакой: уедет из региона – никто не вспомнит, как его звали.
Вот такое у нас болото образовалось. И выберемся ли из него, пока неведомо.
Мария Орлова