12 марта рядом с селом Богородское Ивановской области упал военный транспортный самолет Ил-76, базировавшийся в Твери. Экипаж тоже был тверской, и это стало большим ударом для города.
Трагедия обросла множеством подробностей, так что «Караван» подготовил краткую сводку из доступной информации.
Последними словами экипажа Ил-76 стал доклад о возгорании четвертого двигателя и вылетающих из него деталях, которые повреждали системы. Именно по этой причине борт не смог дотянуть до аэродрома Северный, с которого вылетел за несколько минут до этого. Если бы коммуникации не были повреждены, экипаж смог бы продолжить полет на трех оставшихся в рабочем состоянии двигателях.
В частности, «Известия» передают слова Марины Фроловой, жительницы частного сектора, рядом с которым расположен аэродром: «Заводился самолет очень странно: долго гудел, а через несколько минут после взлета начал разворачиваться. А уже потом раздался хлопок, и в местном сообществе начали писать, что упал самолет в районе кладбища, – отметила женщина. – Все село Богородское заволокло черным дымом, и пахло керосином. Скорые приехали, пожарные. Сам пожар потушили уже минут через двадцать после падения».
Причины самого возгорания остаются неизвестны до сих пор. Заслуженный военный летчик РФ генерал-майор в отставке Владимир Попов так рассуждал о причинах трагедии. Его слова передает News.ru: «Версия о том, что самолет могли сбить, сразу отметается. Все происходило на прямой видимости руководителя полетов. Это зона ответственности аэродрома, там наблюдают за всем, там есть своя система ПВО. Это было дневное время, видимость была хорошая. След от запущенной ракеты, даже какого-нибудь ПЗРК, был бы виден сразу».
Попов допустил, что к фюзеляжу Ил-76 могли «прилепить взрывное устройство». Однако он не уверен в правдивости этой версии: «Даже если у вас рост два метра, вы не достанете руками до двигателей Ил-76. Для этого потребуются специальные средства, такелажные тележки. К тому же, как правило, когда вскрываются двигатели, работает не один человек, а сразу два-три. То есть трудно что-то пронести и сделать. Осуществляется двойной контроль».
Так или иначе, но над выяснением обстоятельств работают авиационные эксперты. По мнению Владимира Попова, заключение о причинах трагедии нужно ждать в течение месяца, то есть, скорее всего, в начале апреля.
Как заявил губернатор Оренбургской области Денис Паслер, на борту самолета находился экипаж из Твери, два летчика из Иванова, а также оренбургские летчики, которые оказались там «по роковому стечению обстоятельств».
За штурвалом Ил-76 находился 53-летний пилот Сергей Свешников, родившийся в селе Павино Костромской области. Сергей окончил Тверское суворовское военное училище, а затем Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков им. Расковой, потом служил на Дальнем Востоке и в Твери. В последние годы летчик жил в Оренбурге вместе с женой и двумя детьми.
В сообществе «Мигалово» во «ВКонтакте» впервые были опубликованы имена погибших при крушении Ил-76: Онуфриенко Денис, Бейнорас Виктор (50 лет), Валидуда Евгений (39 лет), Гаранжа Даниил, Давлятов Сиевуш, Левашов Георгий и Очкасов Руслан. Для жителей Мигалова событие стало большой трагедией, жизнь многих в микрорайоне связана с военным аэродромом и базирующейся там воздушно-транспортной дивизией.
Про некоторых погибших есть более подробная информация. Например, Сиевуш Давлятов, которого многие называют просто Севой, являлся уроженцем Бежецка Тверской области. Он пошел по стопам своего отца, став военным летчиком. Ему было 24 года.
Евгений Валидуда тоже пошел по стопам отца, военного вертолетчика. Как рассказала коллегам из RT его супруга Светлана, Евгений ушел в армию после службы в ОМОНе. В 2022 году летчик участвовал в специальной военной операции. Его награждали медалью «За участие в спецоперации» и «За воинскую доблесть» II степени. У него осталось двое детей. Евгению Валидуде было 39 лет.
Как говорится выше, помимо тверских летчиков, на борту Ил-76 были и оренбургские. Список имен и фамилий: Габдракипов Махмуд (34 года), Усманов Замир, Сагиддулин Азат, Якушин Даниил (25 лет), Иванченко Евгений и Блинов Дмитрий. Помимо них, на борту находились незарегистрированные летчики из Иванова: 33-летний Станислав Вьюгин и 22-летний Данил Авдеев. Всего 16 человек. Все они погибли. У многих из погибших остались дети.
У памятника самолету МиГ-23 в микрорайоне Мигалово образовался стихийный мемориал в честь погибших во время крушения Ил-76. Цветы и свечи к нему несут и по сей день. В критический момент летчики не запаниковали и увели судно как можно дальше от жилых построек. Глава комитета по обороне Госдумы Андрей Картаполов отметил, что члены экипажа будут представлены к награде, если выяснится, что причиной гибели самолета и людей стала техническая неисправность.
Кирилл Салимов