В Тверском областном академическом театре драмы появится главный режиссер. Кто займет эту пока вакантную должность?
Более 40 лет художественным руководителем театра была народная артистка России Вера Ефремова. Она ушла из жизни после продолжительной болезни 2 июня 2021 года. Именно Вера Андреевна и ее супруг народный артист России Александр Александрович Чуйков вместе со своими соратниками запустили в театре смену поколений.
В мае 2017 года директором театра драмы стала Светлана Вержбицкая. Можно сказать, что в последние два года театр вынужденно стал директорским. Вера Ефремова болела. Ключевые решения принимала Светлана Вержбицкая, а репертуарную политику определял художественный совет. Именно в это время была упразднена должность художественного руководителя и создана должность главного режиссера.
По похожей продюсерской или директорской модели долгое время жил Тверской театр юного зрителя. Ключевые вопросы в такой системе управления решает директор, а репертуар формируют местные и приглашенные режиссеры. ТЮЗ долгое время искал главного режиссера. Работать на этой должности пробовали разные специалисты, но всех их «скушала» труппа театра. Наконец, ТЮЗ нашел нового главного режиссера – Ивана Пачина.
В начале сезона в театре драмы «Караван» спрашивал Светлану Вержбицкую о том, когда у театра появится новый главный режиссер. Она ответила, что такую должность должен занять достойный кандидат, которого согласуют министерство культуры и труппа театра. Кандидатуру главного режиссера могло предложить федеральное или региональное министерство культуры. Театр драмы также мог объявить открытый конкурс на замещение должности. Сейчас все развивается по третьему сценарию.
Заявки на участие в конкурсе принимает Союз театральных деятелей России. Именно его электронная почта указана в объявлении. Сбор заявок закончился 20 декабря. Интересно, что театр не стал широко рассказывать о том, что ищет главного режиссера. О каждой премьере пишут почти все тверские СМИ, проводятся пресс-конференции, записываются интервью, обсуждается сама постановка. А теперь вдумайтесь: театр впервые чуть ли не за полвека ищет нового главного режиссера, а об этом не известно почти ничего!
Не опубликовано полное положение о конкурсе. Не известны сроки его окончания и критерии отбора. А такой подход, конечно, рождает множество слухов и домыслов. По нашей информации, заявки на участие в конкурсе подали более 70 человек. Возможно, реальное количество кандидатов еще больше. Театры России редко выбирают режиссера через конкурс, поэтому для многих режиссеров это уникальная возможность.
Из комментариев в социальных сетях понятно, что многие зрители поддерживают кандидатуру Александра Павлишина. В 1997 году он окончил Тверской курс Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина по специальности «актер театра», а в 2016 году Российский институт театрального искусства – ГИТИС, мастерскую Иосифа Райхельгауза по специальности «режиссер драматического театра». Александр Павлишин – ведущий режиссер Тверского академического театра драмы. Поговаривают, что он подал свою заявку на участие в конкурсе и его активно поддерживает труппа театра.
Широкую огласку конкурсу придал Артем Томилов, режиссер, актер и драматург Театра поколений в Санкт-Петербурге. Он позиционирует себя как «театромейкер с широким кругом идентичностей», таких как концепция, режиссура, тексты, педагогика, кураторство, подкасты, продюсеринг, гейм-дизайн, лекции, TikTok, перформансные и актерские практики.
Артем Томилов попытался побольше узнать о предстоящем конкурсном отборе, но найти никаких документов не смог: «На сайте и в группе в соцсетях сказано, что репертуар театра – это прежде всего произведения русской классики в актуальном и уникальном прочтении. Но если заглянуть в альбомы группы во «ВКонтакте» или «Инстаграм» театра (на сайте нет фото спектаклей), можно увидеть, что эстетическая фактура работ не отвечает актуальности. То есть возникает некий разрыв даже внутри сегодняшних деклараций ТАТД. Уверен, что можно переосмыслить ресурсы в пользу прокачки репрезентации театра, а также репертуарного продукта; я изучил суммы закупок на каждый спектакль (86 закупок на сумму 76,598 млн рублей) и вижу, что там вполне есть с чем работать. Больше вам скажу: сейчас существует много людей, которые могут сделать хорошие вещи в репертуар лучше и дешевле тех, с кем вы работаете, а если с ними обсудить экономику театра, его стратегии по развитию, то эти же художники осознанно согласятся на условия, которые может предоставить развивающаяся организация».
Режиссер из Санкт-Петербурга прав в том, что на сайте театра нет фотографий спектаклей и даже фотографий актеров труппы. Их можно найти на старом сайте учреждения культуры. И людям, которые не знакомы с театром драмы, придется приложить немало усилий, чтобы с ним познакомиться.
Удивительно, что Артем Томилов не нашел видео спектаклей театра драмы, чтобы, как он пишет, погрузиться в контекст. Видео постановок есть на YouTube-канале театра и на сайте «Культура.рф». Было бы интересно прочитать его рецензии на постановки ТАТД.
Надеемся, что конкурсный отбор на должность главного режиссера будет открытым и прозрачным. Это повысит престиж театра и внимание зрительской аудитории. Мы следим за этой темой и поделимся подробностями, как только они будут известны.
Андрей Сабынин