
Вечером 12 сентября у Тверского театра кукол было многолюдно. И причиной стала не только грядущая премьера спектакля «Балаганчик. Игра в неизбежность», который по пьесе Александра Блока и воспоминаниям Любовь Блок поставил режиссер петербургского Большого театра кукол Руслан Кудашов, но и долгожданное открытие главного входа в театр, который не работал на протяжении десятилетий.
«Дорогие друзья! Сегодня у нас очень важный день. Мы начинаем свой 82-й театральный сезон. И начинаем его с открытия главного входа в наш театр! – сказал художественный руководитель Тверского театра кукол Виталий Салтыков. – До сих пор зрители проходили в театр через кассу, но не правильно, когда есть главный вход. В свое время его закрыли из соображений сохранения тепла в фойе. Но мы поставили тепловую завесу прямо за этим входом, и теперь в фойе будет тепло».

Почетную миссию перерезания красной ленточки перед главным входом исполнила заслуженная артистка России Любовь Соловьева, которая без малого 40 лет посвятила служению Калининскому, а затем Тверскому театру кукол, став настоящей легендой и хранительницей его истории.
Любовь Сергеевна призналась, что никогда в своей жизни не разрезала символических ленточек, так что для нее это тоже была премьера.

В фойе публику ожидала фотовыставка «Руслан Кудашов: Театр актуальных кукол». Чтобы погрузить зрителей в эстетику декадентства и символизма, здесь звучала живая фортепианная музыка, фланировали девушки и юноши в костюмах начала XX века, актрисы в романтических платьях читали стихи Серебряного века, а на малой сцене можно было посмотреть перфоманс с мимами.
Смотреть спектакль «Балаганчик. Игра в неизбежность» Руслана Кудашова зрители шли, настроившись на нужный лад.

Идею поставить «Балаганчик» Блока Руслану Кудашову «подкинул» Виталий Салтыков. Режиссер признался, что сам бы никогда не взялся за этом материал. Текст пьесы Блока он соединил с воспоминаниями его жены Любови Менделеевой-Блок, что, впрочем, закономерно и даже в какой-то степени ожидаемо: в «Балаганчике» отчасти отражены реальные отношения, сложившиеся между Блоком, Любовью Дмитриевной и Андреем Белым. С ними троими нередко ассоциируются задействованные в пьесе образы Пьеро, Арлекина и Коломбины.
Однако режиссер выходит за рамки истории о любовном треугольнике. Его спектакль – о любви, о том, что она бывает разной и может принести и радость, и страдания. Для Руслана Кудашова, по его собственным словам, в этом спектакле все сводиться к диалогу между мужчиной и женщиной. Между идеальной любовью, когда возлюбленная представляется недостижимым Божеством, и любовью телесной, земной, которой в браке с Блоком так не хватала Любови Дмитриевной.

«Этот спектакль о любви, – говорит Руслан Кудашов. – О любви, которая остается, несмотря ни на что, на странности, выдуманности, замороченности, измены. Она про устойчивость, определенность судьбы».
Интересно, что Пьеро – Блока и Любовь Дмитриевну в спектакле играют живые артисты, все остальные персонажи – куклы. Это еще раз подчеркивает, что диалог о любви ведут двое, а остальные – статисты в театральном «балаганчике».
P.S. Прежде чем идти на спектакль «Балаганчик. Игра в неизбежность» рекомендуют прочитать пьесу Блока, это займет у вас не более 20–30 минут.
Ирина Мандрик