27 августа, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, недавно назначенных на тверскую кафедру владыка Амвросий (Ермаков) совершил последнее богослужение в Сретенском монастыре. На следующий день, 28 августа, его ждали в Старице на престольном празднике Свято-Успенского монастыря. Однако он остался в Москве, чтобы принять сан митрополита.
Последняя служба в Сретенском монастыре
Совершая последнее богослужение в Сретинском монастыре, архиепископ Амвросий попрощался с монахами и прихожанами.
«В этот святой вечер заканчивается моя стража в этом монастыре. Перехожу к следующему церковному послушанию, которое мне благословил Господь определением Святейшего Патриарха и Священного Синода… Мне хотелось бы поблагодарить братию обители, учащих и учащихся семинарии, прихожан, всех здесь труждающихся, поющих. За ваши молитвы, за терпение, за добро и за тот отклик, который я всякий раз ощущал и чувствовал, глядя в ваши глаза», – сказал он.
28 августа владыку Амвросия ждали в старицком Свято-Успенском монастыре. Это один из старейших и известнейших монастырей Тверской области. Благодаря Виктору Христенко, который является главой попечительского совета обители, со старицким монастырем познакомился практически весь политический бомонд России. По традиции богослужение в престольный праздник монастыря – День успения Богородицы – проводит глава Тверской митрополии. Однако владыка Амвросий до Старицы так и не доехал. Таким образом впервые за многие годы праздничная служба в Свято-Успенском монастыре прошла без архипастыря.
Владыка Амвросий стал митрополитом
Отсутствие тверского архиерея на праздничном богослужении в Старице, объяснялось просто. Он присутствовал на патриаршей службе в Храме Христа Спасителя. Во время литургии патриарх Кирилл возвел владыку Амвросия в сан митрополита. Так что для него перевод в Тверскую метрополию стал, так сказать, «повышением по службе».
«Караван» писал, что на тверскую кафедру Священный Синод назначил владыку Амвросия 25 августа. Его предшественник – митрополит Савва – возглавил Вологодскую митрополию.
На смену митрополиту-либералу пришел новый либерал
Клирики и миряне, интересы которых оказались затронуты последними кадровыми решениями владыки Саввы, приветствовали приход на тверскую кафедру нового митрополита. Однако, судя по всему, владыка Амвросий продолжит дело предшественника.
Профессор ВШЭ, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макарин так прокомментировал назначение владыки Амвросия в тверскую митрополию:
«Владыка Амвросий, которого тихоновцы (соратники псковского митрополита Тихона (Шевкунова) – прим. ред) подвергали резкой критике за либерализм, ломку традиций, связанных с его предшественником, и даже низкие оценки выпускникам семинарии, освобожден от должностей ректора и наместника и перемещен митрополитом в Тверь. Там он сменит митрополита Савву, которого консервативная часть церкви также обвиняет в либерализме и покровительстве либеральному братству священника Георгия Кочеткова. Теперь Амвросий должен будет выработать отношение церкви к этому братству, а также выстроить отношения с тверским губернатором Игорем Руденей, которые при Савве были сильно испорчены. И, кроме того, решать вопрос о судьбе целой группы консервативных священников, которых Савва этим летом сместил со своих приходов. Савва же перемещен из Твери в трудную Вологодскую митрополию – она дальше от Москвы, чем Тверь и, кроме того, там в нынешнем году был скандал с отстранением от должности череповецкого епископа Флавиана».
Главный редактор газеты «Караван Ярмарка» Мария Орлова, со своей стороны, считает, что с приходом владыки Амвросия тверскую митрополию ждут дальнейшие перемены:
«Хотелось бы подробнее прокомментировать перестановки в руководстве Тверской митрополии. Ибо то, что я читаю на тверских сайтах и в соцсетях, по-моему, абсолютно далеко от реальных причин того, что митрополита Савву (Михеева) перевели в Вологодскую епархию, а митрополитом Тверским и Кашинским стал Амвросий (Ермаков).
Когда Савву назначили к нам в 2018 году, я предположила, что его роль – антикризисный менеджер. Мол, разберется с основными бедами и уйдет. Предыдущие 30 лет правления митрополита Виктора (Олейника) создали целый клубок проблем, человеческих и финансовых. В нынешнем пандемийном году все проблемы усугубились. Денег на приходах не стало, но освободить их от уплаты епархиального налога Савва не мог, надо было достраивать Спасо-Преображенский собор.
Отношения с губернатором Руденей у Саввы не задались с самого начала, большое влияние на губернатора имели престарелый митрополит Виктор и его наперстник Дионисий (Батраев). Когда в 2016 году Руденя приехал в Тверь в первый раз, он, не заходя в областную администрацию, отправился в епархию брать благословение у Виктора, и с того момента пожилой архиерей плотно взял его в оборот. Рассказывают, что первый год Руденя чуть ли не ежедневно пил чай у митрополита Виктора, благо, его таунхаус на улице Чернышевского находился недалеко от гостиницы «Оснабрюк», где жил губернатор. Владыка Виктор – номенклатурщик старой школы, и если ему что-то нужно, мог позвонить Рудене сто раз на дню. А тому, видимо, было сложно отказать… Кроме того, подозреваю совместные финансовые интересы.
Ну вот. Когда в Тверскую епархию прибыл Савва, все государственно-церковные проекты оказались заморожены. Спонсоров и меценатов тоже не стало: кто-то умер, кто-то уехал, кто-то глубоко предан владыке Виктору, «этому святому старцу». Крупный бизнес весь вошел в госкорпорации. Если в 90-е Вагонзавод и экскаваторный завод могли спокойно выделять деньги на помощь церкви, то сейчас им надо согласовывать все в Москве. А тут тоже нужна проекция губернатора.
С февраля 2020 года против Саввы начала разворачиваться большая компания черного пиара. Формальным предлогом стало то, что, дескать, новый митрополит поддерживает «обновленцев-кочетковцев», провел первую архиерейскую службу на русском языке. «Церковно-славянские войны», прошедшие на паперти кафедрального Воскресенского собора, оставили четкое впечатление, что этими оголтелыми тетками, которые, подбоченясь, кричали: «Эй, митрополит, выходи!», — явно кто-то кукловодит. «Кочетковцами» размахивали, как жупелом, толком не зная, кто эти люди.
А где-то на печке потирали руки митрополит Виктор с Дионисием. Савва, разозлившись, повел войну на пять фронтов. Все лето он последовательно прижимал основных персонажей церковно-экономического поля. Архимандрита Аркадия Губанова, протоиерея Валерия Ильина, влиятельную священническую семью Алексеевых (о.Николая и о.Кирилла), столь же влиятельную священническую семью Желябовских. Попутно доставалось интеллигентным батюшкам из соцсетей.
Итак, можно ли сказать, что Руденя, митрополит Виктор и оголтелые тетки из группы «Тверской прихожанин» победили? Нет, и еще раз нет. Они почему-то были уверены, что Синод поставит митрополитом Тверским и Кашинским Филарета, нынешнего епископа Бежецкого (хотя это противоречит всем принципам кадровой политики последних лет в РПЦ и в России в целом).
Но к нам приедет митрополитом архиерей, такой же либеральный как Савва, еще более образованный, и с большими связами, которого так просто не съешь. 10 лет он возглавлял либеральнейшую Санкт-Петербургскую духовную академию (где, кстати, шли работы над русскими переводами богослужебных текстов), сумел сбавить накал конфликта вокруг передачи Исакиевского собора. Возглавлял Московскую духовную семинарию, был и.о. ректора Стретенской духовной семинарии и наместником Сретенского монастыря (на Лубянке, в Москве).
Амвросию точно будет легче, чем Савве – все завалы расчищены. Враги пока ликуют, думая, что победили, но эта победа точно пиррова. Савву вывели из-под удара, и отправили в спокойную Вологодскую епархию, где находятся знаменитые древние монастыри, есть духовная семинария, и вообще, народ не такой буйный, и губернатор не такой упертый.
Посмотрим на первые шаги владыки Амвросия. Я пока слышу о нем одни хорошие отзывы. Надеюсь, у него получится то, что не вышло у Саввы».