К 65-летию ввода в строй моста, который некогда украшал Санкт-Петербург
Президент Путин в очередной раз обратил внимание, что в Твери надо бы построить Западный мост, разговоры о строительстве которого ведутся уже 40 лет. На фоне этого небезынтересно познакомиться с тем, как появился в городе мост, названный горожанами Новым. По сути, он стал вторым символом города после Староволжского моста.
Наиболее интересный мост через Неву
Восстановленный после войны в 1946 году Староволжский мост к началу 1950-х годов уже не справлялся с грузо- и пассажиропотоками внутри города Калинина и даже в области. Партийные (В.И. Киселев, Ф.С. Горячев) и советские (А.И. Садовников, Н.Я. Дьяков, Ф.В. Казнов) руководители области, самого города (И.П. Изотов, С.М. Бакулин, А.И. Садовников) ставили этот вопрос перед Совмином и участвовали в организации процесса строительства. Приведем изыскания известного тверского краеведа Владимира Борисовича Финкельштейна (1934–2013).
История нового моста началась в Санкт-Петербурге. В 1843–1850 годах там через Неву был сооружен первый постоянный чугунный мост. Он был самым протяженным в Европе и одним из самых красивых в архитектурном отношении. Восьмипролетный, семиарочный мост был разработан инженером С.В. Кербедзом и строился под его же руководством. Мосту было присвоено название Благовещенский, в 1855 году он был переименован в Николаевский (император Николай I умер 18 февраля 1855 года). После Октября 1917 года мост был назван именем лейтенанта П.П. Шмидта, руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году.
До 1930-х годов он являлся наиболее интересным мостом через Неву и первым на пути к центру города от взморья. Однако его разводной пролет, устроенный у правого берега, не отвечал требованиям судоходства нового времени. В 1939 году закончилась перестройка моста. А сборные арочные конструкции из чугунных элементов, которые прекрасно сохранились, было решено использовать на строительстве нового моста в Калинине, которое из-за войны было перенесено на 1950-е годы. Составление проекта нового моста в Калинине было поручено в конце 1930-х годов инженеру Александру Борисовичу Воловику, сотруднику института «Лентрансмостпроект», жителю Ленинграда.
По проекту мост в Калинине должен быть пятипролетным, по девять арок в каждом пролете. Недостающие детали – их набралось на 340 тонн – с 1953 года делали на калининском вагонном заводе и заводе им. 1 Мая. На механическом заводе отливали решетки ограждения, картуши с вензелем «МК» (предполагалось назвать мост именем Михаила Калинина).
Общий вес моста получился свыше 4000 тонн. Многие детали и конструкции с большими трудностями переправлялись из Питера сюда, на Волгу. Недалеко от того места, где сейчас стоит памятник Афанасию Никитину и разбит сквер вдоль Волги, раскинулась строительная площадка со своим бетонным заводом. Именно здесь, прежде чем строить мост, на специальных стапелях производилась предварительная сборка арок, подгонка друг к другу всех металлических деталей.
«Привет строителям моста»
В торжественной обстановке движение по мосту открыли 3 ноября 1956 года. Сотни горожан пешком прошлись по нему, некоторые прокатились на трамвае № 4 (Вагонный завод – завод Искож) с надписью на листе фанеры «Привет строителям моста».
Мост стал достопримечательностью и украшением центра города. Когда снесли, к сожалению, дом причта Вознесенского собора в бывшем Кооперативном переулке (еще ранее Ильинский переулок), проложили трамвайную линию в сторону железнодорожного вокзала, эта магистраль превратилась в проспект, позже названный Тверским (что звучало не совсем обычно для города Калинина). На другом берегу Волги тоже произошла зачистка хаотичной застройки и получился проспект, названный Комсомольским. В результате город получил скоростную магистраль, удобную как для пешеходов, так и для транспорта.
Автор этих строк внес свою лепту в строительство Нововолжского моста. После окончания девяти классов школы № 6 (ныне гимназия № 6) в мае 1955 года отец посоветовал мне не проводить летние каникулы впустую, а идти деньги зарабатывать.
Надо сказать, что мы, как миллионы таких же семей в СССР, жили бедно, несмотря на то, что прошло 10 лет после окончания войны. В семье было трое детей (я – старший), болела мать, и мы жили на зарплату отца. «Идет стройка моста, и туда можно устроиться подзаработать деньжат», – сказал мне отец. Разговор с начальством стройки он взял на себя. К началу июня разрешение отец получил, и трое пацанов стали разнорабочими.
Сначала нас отдали бетонщикам. Они заливали бетон в арматуру блоков, помещенных в опалубку. Бетон привозили с заводика, башня которого высилась около самого недостроенного моста. Залитый бетон надо было растворять, размельчать отбойным молотком, присоединенным к компрессору, вырабатывающему давление. Мы, трое новичков, с огромным интересом смотрели на эту операцию в руках настоящих рабочих и попросили дать попробовать нам.
Попробовали. Сначала у тебя трясутся руки, потом живот и что пониже живота, потом спина и наконец мозги. Потом ты трясешься весь и, не выдержав сумасшедшей тряски, бросаешь тарахтящий инструмент, облегченно вздохнув. А рабочие – хи-хи да ха-ха. Только один сочувственно улыбался. Потом нам сказали, что это Хосе, испанец, приехал в СССР в 1930-е годы во время гражданской войны в Испании, выучился на инженера. Нас он опекал до конца нашего тут присутствия.
Мы работали почти два месяца. Возвращались домой тоже интересно: перебирались на другой берег по металлическим конструкциям между опорами (быками), еще не покрытыми бетонными плитами. Эти железяки имели ширину до полуметра, может меньше, и шагать по ним в светлое время не доставляло хлопот. Опасно было в темноте ходить: сверху на небе звезды чем-то приманивают, интересно смотреть, а внизу сквозь промежутки между блоками эти звезды отражаются на воде Волги, чуть что – загремишь в Волгу. Шли осторожненько, не спеша, хотя уставшие до чертиков. Приходили домой – и сразу спать, а утром снова на работу.
Заработанные деньги отдал матери, она вела домашний бюджет. Мне к школе, к 10-му классу, купили новые ботинки, белую рубашку и черные брюки. Даже потратились на путевку в комсомольский лагерь возле Отмичей, в те времена лагеря служили «откормочными» пунктами для молодежи.
Даже не верится, что это было со мной.
Чуть-чуть фантазии
Проходя недавно по своему Новому мосту, подумал: «А есть ли какой способ еще более украсить его?» Пришла такая мысль: вот в Питере на мостах красуются скульптуры Клодта, смотрятся великолепно, почему бы что-либо подобное не сотворить в Твери?
Например, вот что. Мост четырьмя точками упирается в два проспекта, два слева и два справа, там, где начало или конец пешеходных дорожек. Вот тут бы и поставить скульптурные изваяния каких-либо личностей из истории Тверского края. Или обобщенные изображения русских воинов времен Михаила Ярославича, Бородинского сражения, Великой Отечественной войны. Или что другое – конкурс определит. Талантливые скульпторы в Твери имеются, патриоты Твери в администрациях города и области тоже есть, отчего бы не задуматься им на эту тему?
Борис Ершов
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.