Многие производители объявили о намерении повысить цены в феврале на 5–15%, ретейлеры взяли паузу на размышление, а государство задумалось о регулировании цен.
По данным Росстата, в среднем по России в 2021 году цены на молоко выросли на 9,8%, а на сливочное масло на 12,3%. По данным Тверьстата, в нашем регионе в январе 2022 года цены на молоко выросли на 2,9%, а на сливочное масло на 4,3%. Причем стоимость молочных продуктов в Тверской области растет в два раза быстрее, чем по стране.
Факторы подорожания
Эксперты говорят, что производители молочных продуктов долго откладывали повышение цен на свою продукцию, маскируя его различными акциями. Затраты на обязательную маркировку составляют в среднем 1 рубль на каждую товарную опцию. Расходы на логистику выросли в среднем на 7%, упаковка (пластик, полипропилен, гофротара) подорожала на 5–40%. Палеты для упаковки выросли в цене аж на 250%.
В подорожании молочных продуктов есть сезонный фактор. Зимой значительно снижаются удои, а значит, растут отпускные цены.
На северо-востоке Тверской области успешно работает кооператив «Бежецкая буренка», в который свое молоко привозят фермеры из Бежецкого, Весьегонского, Молоковского, Сонковского и других районов региона.
«Летом наш кооператив производит порядка 26 тонн молока в сутки. Зимой объемы значительно падают и составляют порядка 17 тонн в сутки, – рассказал «Каравану» председатель СПК «Подобинское», один из руководителей кооператива «Бежецкая буренка» Владимир Баюнов. – Затраты на производство молока растут, поэтому растут и цены. Мы работаем с предприятиями из Псковской и Ленинградской областей. Раскрою вам секрет: молокозаводам не хватает сырья. Нам часто звонят производители из соседних регионов. Они готовы забирать все наши объемы молока».
Раньше многие фермеры находились, по сути, в бесправном положении. Они вынуждены были отдавать свое молоко за бесценок. С «Бежецкой буренкой» заводам, тем более в ситуации дефицита сырья, приходится договариваться. В свою очередь, кооператив старается не сильно повышать цены, понимая, что летом, когда вырастут объемы молока, они окажутся в другой ситуации.
Есть еще один важный момент. Крупные предприятия покупают только молоко высокого качества, а в зимний период оно падает.
«Я считаю, что качество молока в нашей зоне должно быть выше. Иногда нам привозят плохое молоко, из которого даже творог не получается. А если молоко низкого качества, то и продать его можно лишь по невысокой цене, – рассказывает Владимир Баюнов. – Дело в том, что у многих малых сельхозпредприятий нет своей хорошей ветеринарной службы. Мы, члены кооператива «Бежецкая буренка», стараемся друг другу помочь. Часто специалисты из одного хозяйства приезжают с консультациями в другое. Все заинтересованы в повышении качества, а значит, и цены на свою продукцию».
Как государство будет сдерживать цены
Надежда на это есть, но многие производители не скрывают, что в первом квартале 2022 года повысят отпускные цены для ретейлеров на 5–15%. Таким образом компании хотят компенсировать все свои издержки, которые они понесли в 2021 году.
В Министерстве сельского хозяйства России не ожидают резкого роста цен на молочные продукты в 2022 году. Тем не менее в ведомстве признали, что многие компании сдерживали рост стоимости своей продукции за счет оптимизации внутренних процессов и снижения собственной маржинальности. В 2022 году Минсельхоз планирует компенсировать производителям затраты на модернизацию производства.
Министерство промышленности и торговли РФ совместно с Федеральной антимонопольной службой хотят договориться с производителями молочной продукции и торговыми сетями об остановке роста цен на социально значимые товары. В список предлагается включить молоко, кефир, творог и сливочное масло. Во время действия соглашения, если оно будет принято, цены на них не смогут вырасти более чем на 5%. В свою очередь бизнес хочет увеличить эту планку до 10%.
Переговоры бизнеса и государства в самом разгаре. Тем временем идут жаркие дебаты между сетями и производителями молочных продуктов. Многие ретейлеры пока отказываются закупать молочные продукты по повышенным ценам. Некоторые сети даже готовы переключиться с федеральных на региональные бренды. Надеемся, что тверские производители воспользуются этим шансом заявить о себе.
Андрей Сабынин