Несмотря на то, что до последнего момента не было известно наверняка, в каком формате начнется новый учебный год, учеба началась традиционно 1 сентября (ранее была мысль перенести начало на месяц – на 1 октября) и очно. Точнее очно для школьников и в смешанном формате для студентов. «Караван» решил посмотреть какие изменения произошли в учебном процессе и насколько они удобны.
COVID-19 продолжает присутствовать в нашей жизни: ежедневно появляются новые заболевшие, выздоровевшие и случаи летального исхода. Статистика показывает достаточно серьезные цифры. Так, по данным Роспотребнадзора на 9 сентября, число зараженных в нашей стране увеличилось на 5218 человек (за сутки), а число умерших на 142 человека (за сутки). В Тверской области заболевших более 5600 человек – тех, у кого подтвержден диагноз.
В обществе уже больше месяца обсуждается наступление «второй волны» и возврата к удаленной работе и дистанционному обучению в связи с ней. Часто звучит дата «20 сентября» как день, когда, якобы, мы все снова сядем по домам, однако официальных данных на этот счет нет. Напротив, 5 сентября Игорь Руденя подписал постановление о новом этапе снятия ограничений – открытии боулингов, детских игровых комнат, развлекательных центров, компьютерных клубов (с заполняемостью не более 50%).
Начало 2020/2021 учебного года для школьников
В преддверии начала учебного года Роспотребнадзор разработал и опубликовал рекомендации к организации образовательного процесса, направленные на то, чтобы максимально уменьшить контакты школьников друг с другом:
- каждый класс должен проводить уроки и перемены по своему собственному расписанию;
- количество учеников в классе не должно превышать 15 человек;
- классы для занятий не должны меняться
Кроме того, было рекомендовано максимально часто организовывать пребывание детей на улице, отменить «продленку» и измерять школьникам температуру перед началом уроков.
На практике в большинстве школ есть возможность осуществить только последнее, но даже измерение температуры несет некоторые неудобства: в первую неделю учебы перед входом в школы можно было увидеть образовавшиеся очереди из школьников.
В школах сохраняется проблема нехватки кадров, причем как учителей, так и уборщиц, которые ежедневно должны проводить санитарную обработку помещений. Так что здесь все во многом зависит от того, может ли школа позволить себе увеличение нагрузки на действующий преподавательский состав (или привлечение новых учителей). Какие-то школы действительно ввели начало учебы в разное время, занятия в две (а некоторые и в три) смены и «шестидневку» вместо привычной пятидневной недели. Не стоит забывать и про действующий масочный режим, но будут ли дети носить купленные им красивые многоразовые маски тоже вопрос, ведь в них затруднительно и говорить, и просто дышать.
Много говорили об отмене торжественных линеек 1 сентября, однако почти во всех тверских школах они состоялись. Хаоса было много, но в результате дети вошли в классы более или менее торжественно.
Начало 2020/2021 учебного года для студентов
Вузы в этом году по поручению президента получили дополнительные 11,5 тысячи бюджетных мест: число первокурсников увеличилось, что в свою очередь не сильно, но все же может увеличить и риск распространения коронавирусной инфекции. В рамках профилактики введен обязательный масочный режим, измерение температуры и обработка рук антисептиками.
Что мы видим на практике? Тверской государственный университет, где учится автор этой статьи, действительно закупил маски и предоставил их студентам (по одной на человека), а тьютор несколько раз предупредил нас о том, что «вход в вуз строго в маске». Вход – да, а вот дальнейшее ее ношение вовсе необязательно. В ректорате мной за весь учебный день был встречен только один преподаватель в маске и ни одного студента, хотя они у всех и есть. Возникает вопрос стоило ли тратить на них бюджетные деньги.
Около турникетов в соответствии с предписанием есть человек с термометром и специальный аппарат, который менее чем за секунду распознает лицо посетителей, бесконтактно измеряет температуру тела и заносит данные в электронный журнал посещений. Санитайзеры, как и бактерицидные лампы для дезинфекции воздуха, мной в университете замечены не были. На одной из с пар нас попросили сесть по одному, но и то непонятно в рамках профилактики это было сделано или просто для того, чтобы мы меньше отвлекались друг на друга.
Главное изменение по сравнению с прошлыми учебными годами – сохранение дистанционного режима для некоторых пар. Удаленная работа, например, предписывается преподавателям, входящим в группу риска (старше 60/65 лет), но у нас в первую учебную неделю были видеоконференции и с молодыми педагогами. Видимо, это больше зависит от предпочтений лектора и специфики предмета. Большое неудобство получается, если в один день, часть пар запланирована очно, а часть удаленно: далеко не у всех студентов есть возможность быстро добраться от дома до университета.
Наверное, первые дни учебного года стоит считать неким тестовым периодом, который покажет стоит ли дальше ужесточать или ослаблять карантинные меры. Опять же, есть мнение, что работа школ и вузов началась очно не из-за того, что мы вошли в фазу благоприятной для этого эпидемиологической ситуации, а для того, чтобы снять социальное напряжение.
Полина Готлиб