2 июля в возрасте 101 года умер классик отечественной анимации Леонид Шварцман. Он является создателем облика Чебурашки и множества других мультипликационных героев, любимыми несколькими поколениями россиян.
О смерти Леонида Шварцмана корреспонденту ТАСС сообщил шеф-редактор студии «Союзмультфильм» Сергей Капков.
«Леонида Ароновича Шварцмана не стало», – сказал Сергей Капков.
Как художник-постановщик Леонид Шварцман создал более 70 мультфильмов и сотни персонажей, в которых многие узнают себя – от занудного Слоника до усталой Обезьянки-домохозяйки.
Одной из первых мультипликационных работ Шварцмана был «Аленький цветочек». Сам художник считал эту работу ученической, по его мнению, в нем не хватает яркого персонажа. И с тех пор каждый его образ был неповторим. Среди них холодная, жестокая, но по-своему прекрасная Снежная королева, наивный котенок Гав с глазами «совенка», Обезьянка, Слон и Удав из «38-ми попугаев». Последний персонаж, кстати, у Шварцмана долго не выходил, пока он не догадался: если удлинить морду змее и сделать глаза побольше – выйдет типичный русский философ.
Один из самых известных и любимых не только в России, но и далеко за ее пределами, образов Шварцмана – Чебурашка. Это с его легкой руки «неизвестный науке зверь» обрело знакомый образ и стало любимым персонажем нашего детства.
Крокодил Гена появился сразу, Шапокляк тоже – Шварцман частично списал её со своей тещи, а вот с Чебурашкой было сложнее всего, и на него ушли сотни эскизов.
«Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов (режиссер мультфильма – прим. ред.), я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз, он хранится у меня дома, подписан 1968 годом. На нем, правда, у Чебурашки еще есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас», – вспоминал художник.
В чем секрет Шварцмана? Дело в том, что он сам был большим ребенком.
«Очень любил и гитару, и музыку, и песни. Прям глаза светлели у него. Мир он воспринимал, самое главное, как ребенок. И поэтому то, что он рисовал, очень близко детям», – уверен композитор, заслуженный деятель искусств России Григорий Гладков.
При этом ни славой, ни наградами Шварцмана никогда особо не баловали. Уже незадолго до своего столетнего юбилея, получая вторую в жизни большую премию, немногословный художник сказал о главном: «В разгар холодной войны папа римский говорил своим прихожанам, что воспитывать детей можно только на советских мультфильмах».