9 августа ушла из жизни народная артистка СССР Вера Васильева, не дожив менее 2-х месяцев до своего 98-летия. В детстве она много времени провела в тверской глубинке, а ее творческая судьба была связана с Тверским академическим театром драмы.
Отец будущей великой актрисы был родом из деревни Сухой Ручей, расположенной неподалеку от Твери. В этой деревне Вера Васильева часто бывала в детстве.
«Чуть выше города Твери есть пристань Кокошки, – писала Вера Васильева в своих воспоминаниях, – и там, если пройти километров десять в сторону, стоит маленькая, любимая мною всю жизнь деревенька Сухой Ручей. С этой деревней у меня связаны воспоминания об удивительных и прекрасных луговых запахах, о звуках и тишине, о песнях, о грибах и ягодах, о бане по-черному, о маленькой быстрой речке Тьме, что впадает в Волгу, о запахе парного молока, о лягушачьем концерте на маленьком заросшем пруду за огородами, где стояли баньки, о запахе чистого, до белизны отмытого деревянного пола в передней части избы, об удивительных, неповторимых по своему рисунку окнах с наличниками в каждой избе, о простодушных, добрых людях – честных и бесхитростных, как дети. Это было так давно, что теперь мне делается страшно – вдруг все стало другим…».
Семья будущей звезды кино и театра жила в Москве. Вера поступила в театральное училище, снялась в роли Настеньки в фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской». Это принесло актрисе и Сталинскую премию, и народное признание. Через год Вера Васильева вошла в труппу Московского театра сатиры, которому прослужила 75 лет. Ей покорялись все образы, среди которых знамениты и Графиня в «Безумный день, или Женитьба Фигаро», и Анна Андреевна в «Ревизоре»… Однако, о заветной Раневской из чеховского «Вишневого сада» Вере Кузьминичне оставалось лишь мечтать. А потом она встретилась с главным режиссером Калининского (Тверского) театра драмы. И мечта актрисы стала реальностью.
«… Мне казалось, что моя творческая жизнь удачнее бы сложилась в драматическом театре. Однажды наступило ощущение, что моя творческая судьба уже подходит к финалу. Я играла в нескольких спектаклях, но это были не слишком интересные для меня роли. Новых предложений не было по пять – шесть лет, – вспоминала Вера Кузьминишна. – И тут такая счастливая встреча с театром, который стал для меня родным. Надо сказать, что «Вишневый сад» шел и в Театре сатиры, однако там посчитали, что Раневская не для меня. А я всегда мечтала об этой роли… И вот началось мое общение с Калининским драматическим театром (ныне — Тверским академическим театром драмы). Я, можно сказать, впервые почувствовала настоящую женскую режиссуру. Вера Андреевна настолько эмоционально чувствовала и женское начало, и любовь, и безумные страдания, и ощущение греха, который заставляет чувствовать себя виноватой. Если бы не возраст, я никогда бы не рассталась с этим спектаклем».
Как напомнили в Тверском академическом театре драмы, с Верой Васильевой «Вишневый сад» в постановке народной артистки России Веры Андреевны Ефремовой жил в двух редакциях, 1984 и 1991 годов. Вместе с ней на сцену выходили Наина Хонина, Вера Рычкова, Ирина Андрианова, Александр Чуйков, Константин Юченков, Николай Бутрехин, Виталий Синицкий, Георгий Пономарев, Ирина Кириллова, Валентина Мартьянова и многие другие тверские артисты.
Слава о спектакле гудела на всю театральную Россию. Однажды на страницах газеты «Литературная Россия» появилась очень точная рецензия доктора искусствоведения Елены Поляковой: «Актриса Московского театра сатиры Вера Васильева вошла в калининский спектакль. Не как гастролерша, подчиняющая себе режиссерский замысел и партнеров. Но как равноправная и в то же время полноправная участница ансамбля, самостоятельного замысла. … Артисты сыгрались, они живут с той единой мелодией спектакля, которую ощутила и – без отрицания – обновила новая Раневская».
Перестав выходить на тверские подмостки в роли Раневской, Вера Кузьминична продолжала участвовать в судьбе Тверского академического театра драмы, разделять с ним успехи, приезжать на юбилеи, посещать все столичные гастроли. И всегда из уст великой актрисы неустанно звучало это слово – «Спасибо».
«Коллектив Тверского театра безмерно благодарен Вере Кузьминичне за то, что однажды она, осуществив свою мечту, осветила эту сцену. Вечная память!» – говорят тверские артисты.
фото: Тверской академический театр драмы, открытые источники
видео: Тверской академический театр драмы