Утильсбором – по карману

Купить машину станет невозможно?

05.11.2025, 18:11
Фото: freepik/freepik .com

С 1 декабря 2025 года вступает в силу законопроект Минпромторга, значительно меняющий систему подсчета утилизационного сбора в России. Те, кто планирует покупать легковые автомобили, столкнутся с увеличением утильсбора. Машины станут практически неподъемными по цене, во всяком случае, те, что собраны не в России.

Инициатива Минпромторга представляет собой реформу системы утилизационного сбора. С 1 декабря 2025 года меняется действующая система расчета для автомобилей. Теперь вводится разделительная прогрессивная шкала, в которой вместо объема двигателя учитывается другой ключевой параметр – мощность. Это связано с тем, что в Минпромторге посчитали систему оценки устаревшей, ведь даже машины с небольшим объемом двигателя могут обладать достаточно высокой мощностью.

Льготный тариф 0,17 (для новых) и 0,26 (для машин возрастом более 3 лет) от базовой ставки сохранится исключительно для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания мощностью до 117,68 кВт (160 л.с.). Для транспортных средств, превышающих этот лимит, с декабря 2025 года начнет действовать новая система расчетов.

Кроме того, если раньше повышенный утильсбор платили за автомобили, ввозимые в страну для коммерческого использования, или машины с объемом двигателя более 3 литров, то с новыми поправками повышение затронет и тех, кто хотел взять транспорт с объемом двигателя до 3 литров для личного пользования.

Глуши мотор

Желающие приобрести новую машину с мощностью 161,82–183,88 кВт (220–250 л.с.) и объемом двигателя 2–3 литра вместо прежних 3,4 тысячи рублей с 1 декабря 2025 года будут платить порядка 2 млн рублей – рост более чем в 550 раз.

Для автомобилей с двигателем 2,5 литра и мощностью 205,95–228,00 кВт (280–310 л.с.) размер сбора составит примерно 2,18 млн рублей, что больше прежнего примерно в 640 раз.

Стоит ли говорить, что коэффициенты на машины старше 3 лет выше, чем на новые, и утильсбор, соответственно, тоже обойдется гораздо дороже? Например, возьмем тот же автомобиль объемом от 2 до 3 литров с мощностью 220–250 л.с., который старше 3 лет. За него придется отдать уже почти 3 млн рублей в рамках утильсбора, а за машину такого же возраста с мощностью 280–310 л.с. – 3,1 млн рублей.

Даже новые автомобили с объемом двигателя 1–2 литра подпадают под повышенный утильсбор. Если машина хотя бы на 1 л.с. больше льготных 160, то ее сбор будет уже не 3,4 тысячи рублей, а минимум 750 тысяч.

Электромобили также станут считать по мощности двигателя. Например, новый электрокар мощностью 117,69–139,75 кВт (160–190 л.с.) с декабря 2025 года будет облагаться сбором в 1,5 млн рублей. Для сегмента мощных электромобилей свыше 183,89 кВт (250 л.с.) платеж вырастет до 2,56 млн рублей.

Причины

Реформа Минпромторга связана с задачей защиты отечественного автопрома. Казалось бы, что российские производители тоже подпадают под утильсбор, вот только для них государством предусмотрены субсидии, которые либо частично, либо почти полностью покрывают сбор. Размер этих субсидий определяется уровнем локализации производства и наличием долгосрочного специального инвестиционного контракта. Такой подход, судя по задумке министерства, создаст дополнительный барьер импортным машинам конкурентов.

Фискальная составляющая реформы имеет не меньшее значение. Утилизационный сбор является одним из важных источников доходов федерального бюджета. По итогам 2024 года он принес в казну 1,1 трлн рублей, из которых 669 млрд составили платежи за ввозимые транспортные средства. Первоначальные прогнозы на 2025 год предполагали сбор 2 трлн рублей, однако в июне этот прогноз был скорректирован до 1,5 трлн. Правительство, судя по официальным сообщениям, ожидает по итогам 2025 года поступлений на уровне 2024 года – 1,1 трлн рублей.

Риски

Последствия этой реформы могут оказаться более глубокими, чем предполагается. Несмотря на то что, по статистике, у подавляющего большинства автолюбителей машины мощностью менее 160 л.с., повышение утильсбора, так или иначе, может привести к росту цен и на автомобили из доступного сегмента вследствие рыночного дисбаланса.

Еще одна проблема кроется в том, как производители воспользуются новой системой утильсбора. Автоконцерны могут выбрать два пути: пересмотреть свои продуктовые линейки в пользу менее мощных модификаций, что изменит структуру автомобильного рынка страны, или просто поднять цены на уже существующий каталог, поскольку они вряд ли захотят покрывать повышение утильсбора из собственного кармана.

Тот же вопрос к отечественному автопрому. Проиндексируют ли ему субсидии в таком же соотношении, что и утильсбор? Если да, то будет ли он в таком случае поднимать цены на фоне общего роста стоимости машин, по сути, ничем не рискуя?

Уже сейчас на границах скопились очереди из автомобилей, пытающихся попасть в страну по параллельному импорту до вступления новых правил в силу. Люди опасаются, что всего через несколько недель их транспортные средства попадут под новую многократно увеличенную систему расчета утильсбора, что сделает покупку машины ощутимо дороже. При этом сохраняется неопределенность относительно долгосрочных перспектив реформы: будут ли снижаться объемы мощности для льготной формы утильсбора в будущем? Время покажет.

Никита Романов

50 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх