
Из подмосковной Дубны в Архангельск отправилась историческая экспедиция «Мангазейский морской ход», приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Она состоит из двух судов, которые в течение лета должны преодолеть по воде порядка 2,5 тысячи километров, делая остановку в городах, мимо которых будут проплывать.
Экспедиция идет на двух судах – карбасе «Матера» и парусно-моторной ёле, которые участники сделали собственноручно по старинным чертежам. 17 июля они причалили к пристани паломнической службы на волжской набережной Калязина.
Участники экспедиции познакомили жителей города с историей северного судостроения и создания кораблей, а также рассказали о проекте «Мангазейский морской ход».

«Цель проекта – популяризация забытой истории России, – рассказал руководитель проекта «Мангазейский морской ход» Евгений Шкаруба. – У нас представлены два разных судна. Одно из них – ёла. Такие парусные суда во время Великой Отечественной войны в Архангельске строили подростки 12–16 лет, поскольку взрослые судостроители были мобилизованы, а все рыболовецкие суда задействованы для охраны северных конвоев. Всего было построено 340 таких судов, на них выходили в море и ловили рыбу, спасая жителей города от голода. Интересно, что даже в Архангельске об этом практически забыли».
Участники проекта «Мангазейский морской ход» нашли старые чертежи и альбом, в котором рассказывалось о ёлах, и благодаря этому смогли построить судно. Его строительство шло в Архангельске с участием школьников. Теперь юные судостроители принимают участие в походе.
Вторым судном проекта является поморский карбас «Матера», построенный без единого гвоздя по технологиям более чем 500-летней давности. Это деревянная лодка, сшитая ветками ели и покрытая смолой. Наши предки могли построить такое судно буквально за две недели в любом месте, где росли хвойные деревья. При этом лодки были очень прочные. В 2024 году карбас «Матера»прошел более 3 тысяч километров по Мангазейскому морскому ходу из Архангельска в Сибирь.

«Карбас интересен тем, что является единственным типом судна, которые строят без изменений на протяжении 500 лет. Такие лодки строили русские первопроходцы в XVI веке и благодаря которым всего за 60 лет они прошли всю Сибирь вплоть до Тихого океана. Это своего рода рекорд скорости освоения труднодоступных мест», – рассказал Евгений Шкаруба.
В Калязине путешественники побывали впервые и здесь им понравилось. По их словам, это красивый и ухоженный город, в котором приветливые жители, знающие историю родных мест. Например, калязинцы рассказали участникам экспедиции про Василия Давыдовича Жеребцова – мангазейского воеводу, который погиб, защищая Калязинский Свято-Троицкий Макарьев монастырь в 1610 году во время польско-литовского нашествия.

Участники похода особенно отметили, что ни в Волге, ни на берегу они не увидели ни одной плавающей пластиковой бутылки.
«Не знаем, связано ли это с тем, что у вас так хорошо убирают город, или это уже культура жителей и туристов не мусорить и убирать за собой, но хочется поблагодарить за это», – сказал Евгений Шкаруба.
Ночевали путешественники на острове напротив знаменитой Никольского колокольни, а утром отправились в дальнейший путь.
Пройдя по Волге до Рыбинска и Рыбинскому водохранилищу до Череповца, участники похода отправятся по Шексне в Белое озеро, а потом по Волго-Балтийскому каналу попадут в Онежское озеро и Белое море, посетят Кижы, Соловецкие острова, Кандалакшу, Умбу, Варзугу и к середине сентября придут в Архангельск. Вот такой путь им еще предстоит.
Редакция «Каравана» желает экспедиции «Мангазейский морской ход» удачного плавания!
Ирина Мандрик