Музей архитектуры имени Щусева в Москве сейчас готовится к выставке, которая будет посвящена калязинским фрескам середины XVII века и истории их реставрации. Откроется она ориентировочно в марте этого года.
Результат многолетней работы хранителей и реставраторов Музея архитектуры и Строгановского училища (МГХПА им. Строганова) покажут в нескольких выставочных залах. Об этом сообщает The Art Newspaper Russia.
Издание приводит и историю этих фресок. В 1940 году стала понятна судьба Макарьева Троицкого монастыря в Калязине, он будет взорван, так как находится на территории, которая по плану должна была превратиться в Угличское водохранилище. Академия архитектуры добилась разрешения на снятие хотя бы части фресок. Для этого был приглашен художник-реставратор Павел Юкин. Над снятием трудилась целая экспедиция, но условия работы были тяжелыми, стояли морозы, не было возможности поставить высокие леса, поэтому снимали фрагменты, наиболее показательные для какого-то сюжета.
«Всего получилось 130 фрагментов, от маленьких до огромных,– пишет The Art Newspaper Russia.– их частично распределили по музеям — несколько штук хранятся в Русском и Историческом музеях, Музее города Калязина и музее Строгановской академии. Однако основная масса осталась в Музее архитектуры и хранилась в Донском монастыре. В 1960-х годах состояние фресок ухудшилось — появились высолы и расслоения красочного слоя. К концу 1970-х все они были очищены и законсервированы, и часть фрагментов сейчас находится в таком состоянии.
Эти росписи всегда привлекали внимание ученых — ярким и радостным колоритом, изящными фигурами, сложными сюжетными сценами, разнообразием персонажей. Однако они были хрупкими, при прикосновении некоторые из росписей грозили осыпаться, монтировочный гипс с тыльной стороны отслаивался. Владимир Бурый, а затем Наталья Борисова на кафедре реставрации монументальной живописи Строгановского училища предложили методику переноса фрескового слоя на новую, полимерную основу с использованием растворов синтетических полимеров. Параллельно удалялись тонировки Юкина и восстанавливались аутентичные края фрагментов.
Прошедшие 30 лет показали, что технология выдерживает проверку временем. К выставке реставраторы Строгановского училища обновили по той же методике еще около 20 фрагментов».