В Твери хотят снести железнодорожный вокзал

Эту новость многие жители города приняли в штыки

09.02.2022, 17:43

Как рассказал губернатор Игорь Руденя на заседании правительства Тверской области, которое прошло 1 февраля, в 2023–2024 годах в Твери возведут транспортный комплекс, а в 2025 году снесут старое здание железнодорожного вокзала, построенное в 1991 году.

Как выглядит проект

Глава региона отметил, что уже в 2022 году будут разработаны промышленно-инженерные решения. В 2023 году построят надземный пешеходный переход. Он объединит привокзальную площадь, перроны, территорию Николаевского вокзала и район за линией ОЖД. Сейчас в поселок Лоцманенко люди ходят через переход, который часто затапливает осенью, весной и зимой в оттепели. В 2024 году построят платформы с навесом. В 2025 году снесут советское здание вокзала. Скорее всего, на этом месте сделают зеленую зону, а рядом парковку для машин, автобусов и такси. Сообщается, что в создании транспортного узла намерены принять участие ОАО «РЖД» и АО «МТ ППК». Пока достигнута предварительная договоренность.

На деле журналисты увидели фрагмент небольшой презентации. На этой маленькой картинке, которая составлена неизвестно кем, трудно хоть что-то разглядеть. Сколько нужно средств для реализации проекта и из каких источников они будут выделены, тоже неизвестно. Вопросов пока больше, чем ответов.

Жители Твери против сноса вокзала

Зимний сад в зале ожидания

Здание вокзала в Твери было открыто 29 июня 1991 года. Новость о его уничтожении вызвала у людей бурное негодование. Городское сообщество «Мы ТУТ» создало петицию против сноса здания ж/д вокзала, которая адресована правительству Тверской области.

«Мы сформировали рабочую группу, цель которой показать архитектурную ценность здания и добиться его сохранения. Тверской вокзал – яркий пример позднего советского брутализма и полноправный символ города. Под угрозой не просто здание, а идентичность Твери, – пишут авторы петиции. – Все это может быть утрачено и заменено безликими типовыми строениями».

В чем ценность советского здания вокзала? Перевернутые арки на фасаде – узнаваемый силуэт, который отсылает к Старому Волжскому мосту. Зал ожидания с живыми крупномерными растениями – уникальный для России пример оранжереи на вокзале. В здании есть мозаичное панно, которое отражает события истории Верхневолжья. Его выполнил тверской художник Анатолий Голубцов.

«Мы поддерживаем идею модернизации Тверского вокзала: он должен стать более удобным и доступным. Но мы уверены, что эти цели могут и должны быть достигнуты без уничтожения ценного памятника архитектуры», – пишут активные участники сообщества «Мы ТУТ».

Кто и как хотел снести вокзал

одна из концепций модернизации вокзального комплекса в Твери

Старый советский вокзал хотят модернизировать уже больше десяти лет. Первый проект появился в 2011 году. Его в Каннах презентовал в то время губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Предполагалось, что проект создания современного транспортно-пересадочного узла оплатит компания «РЖД». В его рамках хотели объединить железнодорожный и автобусный вокзалы. Проект был даже внесен в инвестиционную программу компании. Рядом планировалось построить конгресс-центр и гостиницу. Ходили слухи, что отель рядом с этим пересадочным узлом возведет международная сеть отелей Hilton.

Соглашение о реализации проекта между правительством Тверской области и дирекцией железнодорожных вокзалов было подписано 26 июня 2012 года. Общий объем инвестиций оценивался в 2,7 млрд рублей.

Реконструировать железнодорожный вокзал хотел и губернатор Андрей Шевелев. Во время его правления в Тверь приезжал начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. После его визита Андрей Шевелев рассказал общественности, что скоро здание вокзала снесут, построят современный логистический комплекс и автомобильную парковку. Но и этим планам было не суждено сбыться.

Снести нельзя отреставрировать

Билетные кассы

Правительству Тверской области и общественности предстоит правильно поставить запятую в этом предложении. Так, известный в Твери архитектор Никита Маликов выступает против сноса вокзала: «Я очень часто пользуюсь услугами РЖД. В ожидании ночного поезда я предпочитаю сидеть в здании советского вокзала. Он удобнее, чище и просторнее, чем Николаевский. Да, существуют проблемы с доступностью этого здания. Если ты с сумками или коляской, то тебе неудобно ходить вверх-вниз по подземным переходам, которые из-за жижи и грязи весной выглядят ужасно. Все эти проблемы можно эффективно решить, сохранив вокзал».

Никита Маликов отмечает, что многие современные здания строятся по типовым проектам и из самых дешевых материалов. Например, новое здание суворовского училища, по сути, пластиковая имитация классической архитектуры. Еще один яркий пример новодела – музей «Моя Россия». Он спроектирован и построен всего за полгода.

«Музей «Моя Россия» и магазин «Магнит», который стоит в Южном в Твери, – одинаковые здания. Просто одно обшито белыми сэндвич-панелями, а другое красными, – говорит Никита Маликов. – Я боюсь, что с вокзалом может быть такая же ситуация. Могут взять какой-то типовой проект, его немного адаптируют и реализуют».

А если не сносить здание?

Никита Маликов рассказал о том, что существует успешный опыт модернизации старых вокзалов. Например, в Иванове красиво модернизировали исторический вокзал. Работы были закончены только в 2021 году. Половину здания отдали для молодежного центра. Здесь проходят выставки и другие творческие события.

«В качестве неудачного примера создания новых вокзалов можно привести Восточный вокзал в Москве. Он, на мой взгляд, получился очень убогим. Я понимаю, что создатели таких проектов вынуждены работать в рамках огромной бюрократической машины, жестких внутренних нормативов и технического задания. И даже если такие архитекторы хотят сделать хорошо, то, как правило, получаются типовые неинтересные здания, – считает Никита Маликов. – К счастью, есть и исключения. В Москве для создания новых станций метро объявляют международные конкурсы. Их победители (а иногда выигрывают и молодые команды архитекторов) получают право реализовать свой проект. И во многих случаях получаются очень интересные современные станции метро».

Похоже, правительство Тверской области не собирается объявлять международный конкурс на создание оптимального решения. А главное, из процесса выключены горожане. В идеале сначала нужно выделить средства на подготовительные работы. В их рамках специалисты должны собрать исходные данные, опросить население, определив его проблемы и потребности. Дальше идет процесс анализа полученных результатов и создание предварительного архитектурного проекта. Он может предусматривать не снос, а качественную реконструкцию существующего вокзала. Затем идет процесс публичного обсуждения и согласования проекта. После этого с учетом всех современных строительных норм создается уже рабочий архитектурный план. Его реализация занимает около двух лет.

«На заседании правительства нам презентовали один слайд. Это фирменный стиль нашей власти – показать маленькую картинку, которую никто не может разглядеть. Власть боится тратить деньги на большие и качественно проработанные проекты», – вздыхает Никита Маликов.

Архитектор считает, что именно от Игоря Рудени зависит, какими глазами на проект будут смотреть чиновники РЖД. Большим чинам в корпорации нет дела до вокзала в Твери. Они подпишутся под тем проектом, который захочет реализовать областная власть. Надеемся, что Игорь Руденя прислушается к голосу общественности и организует общественное обсуждение будущего тверского железнодорожного вокзала. Решение нужно принимать с учетом мнения горожан.

 

Андрей Сабынин

фото: Ульяна Вовчук

1117 3

3 комментария к “В Твери хотят снести железнодорожный вокзал”

  1. Да, господа, коронавирус у нас не дремлет,
    И в первую очередь чиновникам он дал по мозгам:
    То они дружно переименования улиц затеют,
    То памятник им помешает, то трамвай, то вокзал…
    И как это красочно нам преподносят –
    Мол, вовсе они не памятники сносят,
    А современной моде в угоду
    Комфортную среду обеспечивают народу.

  2. Кому помешал новый возэкщал выполненный в Чите конструктивизма?! В очередной раз чинуши захотели отмыть деньги?! Уже одино убогое здание возвели «Россия моя история» и что дальше…Уберите свои жадные рученки от здание вокзала!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Лента новостей
Прокрутить вверх