В Твери можно увидеть фарфор «на пуантах»

21.12.2022, 13:07

В Тверском краеведческом музее открылась выставка «Балет в фарфоре» (6+) мастеров петербургского Императорского фарфорового завода (ИФЗ).

История фарфоровой чашечки

Начало фарфоровому делу в России положила основанная по инициативе императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге в 1744 году придворная Невская порцелиновая мануфактура.

Изобретателем русского фарфора считают товарища Ломоносова – Дмитрия Виноградова, и он тоже из самородков. Дмитрий Виноградов сам составлял формулы, проводил опыты с обжигом, разрабатывал краски, придумывал формы изделий, выступал и как художник, и он достиг такого совершенства, что его изделия стали лучше прославленных китайских.

Императрица Елизавета очень гордилась открытием фарфорового дела в России. Одним из первых для нее изготовили сервиз «Собственный», и бытует легенда, что придворным на балах сервировали на серебряной и золотой посуде и только дочь Петра пользовалась личным фарфором. Кстати, все его предметы расписаны «розовой сеткой», которая через два столетия возродилась в знаменитых сервизах уже с «кобальтовой сеткой».

На выставке целая витрина посвящена процессу создания такой чашечки, от формовки до росписи и финального надглазурного золотого ободка. Для создания такого, казалось бы, простого изделия необходимо совершить более 80 технологических операций, и это – ручной труд!

Выяснилась и такая важная деталь: всего в производстве ИФЗ занято около 1200 специалистов, из них 25 штатных художников, создающих и серийные изделия, и авторские произведения музейного уровня. Их работе посвящена видеозарисовка на экране в зале выставки. Кадры в стенах знаменитого завода сменяют сцены из балета «Лебединое озеро».

А еще в оформлении выставки использованы работы из «Балетного альбома» члена Тверского отделения Союза художников России, Петровской академии наук и искусства Андрея Юдина. Тонкие, удивительные и грациозные балерины, мастерски исполненные рисунки погружают зрителя в мир балетного закулисья. Находкой маэстро стало то, что он изобразил танцовщиц и на нотных листах – получилось очень стильно!

…В царствование последнего российского императора молодого еще специалиста ИФЗ Николая Качалова, химика и будущего академика, в 1913 году отправили во французский Севр. Там ему продемонстрировали фарфоровые скульптуры величиной почти с человеческий рост, он записал: «выслать наши, мы имеем и повыше». Но когда его подвели к фарфоровой балерине, стоявшей на одной ножке, он задумался: ведь в России таких работ еще не было…

Вернувшись домой, он заказал скульптуру ведущему мастеру завода Серафиму Судьбинину. В качестве модели была приглашена прима Императорского театра Тамара Карсавина. Образ балерины в партии сильфиды, стоящей на кончиках пальцев, и по сей день является одним из признанных шедевров ИФЗ! Мастеру удалось остановить прекрасное мгновение, запечатлев в фарфоре вдохновенный и непринужденно легкий танец Карсавиной, что делает эту скульптуру неподражаемым произведением искусства.

На открытии выставки высокие гости из Санкт-Петербурга – гендиректор завода Татьяна Тылевич и глава совета директоров ИФЗ Галина Цветкова подарили реплику этой скульптуры в фонд тверского музея.

Фарфоровая летопись балета с 1950-х

Новый всплеск творческого интереса к балету у художников по фарфору возник в 1950-х годах. Летописцем советского хореографического искусства называют Елену Янсон-Манизер. На выставке присутствуют отлитые в 2009–2014 годах по ее уникальным старинным моделям скульптуры «Уланова в роли Тао Хао в балете «Красный цветок», «Артист Хохлов в партии Зигфрида в балете «Лебединое озеро», «Соловьев в роли Шута». Произведения скульптора на тему спорта известны многим, но особая любовь связывала Янсон-Манизер с балетом. Автор поразительно чувствует пластику танца.

В экспозиции большое внимание уделено антрепризам Сергея Дягилева и знаменитым «Русским сезонам» в Париже в 1910-х годах. Например, Владимир Богданов создал серию росписей для чайных пар в костяном фарфоре. На чашке с блюдцем «Жар-птица» изображен эскиз костюма Тамары Карсавиной к одноименному балету Стравинского.

Известен факт, что балерина Анна Павлова, звезда «Русских сезонов», брала уроки скульптурной лепки и создавала автопортреты, выполненные позже в фарфоре, правда не на российском заводе, а в Германии.

Долгожданную сказочную новогоднюю нотку привнесли выставке работы по эскизам Михаила Шемякина, его «Гофманиана». В ней всемирно известный художник воплотил свой замысел по декору и костюмам к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик», поставленного в Мариинском театре в 2001 году. Почти все статуэтки с узнаваемыми длинными носами, у некоторых персонажей, например как у «Крысенка с сосисками» и «Повара», часть аксессуаров вылита в драгоценных металлах. Не удивительно, что уже ходят легенды о баснословной стоимости каждой вещицы…

О грядущем зимнем празднике напоминает и одна из витрин с новогодними елочными игрушками на тему балета. Говоря о разнообразии форм воплощения и раскрытия балетной темы, особо отметим в экспозиции несколько каминных часов, фарфоровые колонны, огромные расписные блюда. Символизируют любовь к балету и вкрапления в витрины тончайших по филигранности бутонов цветов из бисквита – роз и пионов. В этой редкой технике работает художник и скульптор-флорист ИФЗ Надежда Полетаева.

Работы современных художников завода продолжают традиции высокого петербургского фарфора. Например, Анатолий Данилов создал серию реалистичных скульптур, среди которых «Артист балета Рудольф Нуриев», скульптура «Владимир Васильев и Екатерина Максимова в роли Принца и Маши» (балет «Щелкунчик»), «Ульяна Лопаткина. Русский танец». Не случайно, как и его скульпторы-предшественники, он выбрал в качестве материала бисквит, белоснежный неглазурованный фарфор, так как именно это позволяет тщательнее проработать черты лица, добившись значительного портретного сходства.

Одной из последних работ по теме балетных скульптур у Анатолия Данилова – Николай Цискаридзе в партии Зигфрида в «Лебедином озере». Николай Цискаридзе сейчас очень загружен предновогодними съемками в телевизионных проектах, но обещал выкроить время для поездки в Тверь и встретиться в начале будущего года в зале выставки с поклонниками балета и его творчества.

Выставка будет работать в Тверском краеведческом музее по адресу: ул. Советская, 5, до 30 апреля 2023 года.

 

Подготовила Ирина Смирнова

фото: tvermuzeum.ru

284 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Лента новостей
Прокрутить вверх