Тверская картинная галерея и Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров подготовила для жителей Твери очередной подарок – в Тверском императорском дворце открылась выставка «Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения».
В экспозицию вошли 25 графических работ одного из самых известных германских художников эпохи высокого ренессанса Альбрехта Дюрера, а также живописные полотна Лукаса Кранаха Старшего и его сына Лукаса Кранаха Младшего.
Основной акцент на выставке сделан на сложной, многоплановой и удивительно живой графике Дюрера. Его работы можно рассматривать часами, каждый раз находя в них что-то новое. Перед зрителями, например, предстают ксилографии из серии «Жизнь Марии» (1502–1511 гг.), рассказывающие о земном пути Богоматери. И в то же время они – энциклопедия жизни Германии времен Реформации. Для жителей Твери огромная удача – увидеть цикл, над которым художник работал девять лет, целиком.
Еще одна серия гравюр, представленная на выставке, относится к циклу «Гравированные Страсти» (1508–1512 гг.), который иногда называют «Страсти на меди». Все отпечатки этого цикла были выполнены в технике резцовой гравюры на меди, которая требует от автора невероятного мастерства. Любые погрешности штриховки из-за «дрожания резца» заставляли гравера начинать работу заново… Вы представляете, какой это был адский труд! Но он того стоил.
Строгую графику Дюрера на выставке «разбавляют» картины одного из крупнейших мастеров немецкого искусства Лукаса Кранаха Старшего и его сына Лукаса.
Картины отца и сына Кранах неотделимы от истории Германии конца XV–XVI веков. С одной стороны, они используют в своих работах готическую традицию, которая в то время была основной в германском искусстве, с другой стороны, вносят в свое творчество «современные» принципы живописи эпохи Возрождения. Это позволило художникам создать свой собственный стиль. На их полотнах фигуры людей гармонично вписаны в пейзаж, за счет этого мастерам удается передать их индивидуальные черты. В этом было новаторство художественного метода Кранахов.
На выставке можно увидеть картину Лукаса Кранаха Старшего «Неравная пара», на которой изображена печально улыбающаяся девушка и неприятный, с отталкивающей ухмылкой мужчина. Картина вызывает диссонанс и в то же время заставляют задуматься о несовершенстве мира.
Мне же больше понравился портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонии (1547 г.), кисти Лукаса Кранаха Младшего. Это один из нескольких сохранившихся прижизненных портретов курфюрста. На нем мы видим человека, потерявшего все. Он сломлен, но пытается сохранить «хорошую мину», даже зная, что дни его сочтены. Зато с каким мастерством прописана каждая морщина на его челе! Каждый залом на его гофрированном воротнике!
Экспозиция дополнена гравюрами XVI–XIX веков с видами знаковых для художников городов Нюрнберга, Венеции и Веймара. Помимо уникальных произведений живописи и графики, выставка позволяет погрузиться в давно ушедшую эпоху и увидеть предметы XV–XVI веков: скульптурные изображения святых Георгия и Михаила, редкую шкатулку «Времена года», датированную 1548 годом, и многое другое.
Подготовила Ирина Мандрик
фото автора