С 26 августа в Восточной башне Тверского императорского дворца работает выставка «Возвращение забытого имени», демонстрирующая работы малоизвестного широкому кругу любителей живописи художника Н. А. Шмит-Рыжова.
Впервые интерес к произведениям Николая Александровича Шмит-Рыжова возник в 2011 году. Предстояла реставрация Императорского дворца, коллекцию галереи ускоренно готовили к переезду… Во время осмотра фонда живописи внимание реставраторов привлекли два пейзажа с видами Геленджика. Имя автора — Н.А. Шмит-Рыжов — в то время ничего не говорило. Картины пострадали от времени, холсты были деформированы. Возникла мысль о реставрации видов Геленджика. Однако реальная возможность для этого появилась только в 2018 году.
Не успев начать работы, реставраторы столкнулись с неожиданностью. Картин было не две, а три! При внимательном осмотре оказалось, что пейзаж «Домик в Геленджике» натянут поверх другого холста, меньшего размера. Художник нарастил подрамник, попросту прибив к нему рейку, и натянул поверх одной картины другую. После того, как «Домик в Геленджике» был снят с подрамника, открылся этюд с высоким берегом реки, стилистически отличающийся от обоих видов Геленджика.
Реставрацию «Уголка старого Геленджика» и «Домика в Геленджике» закончили в 2019 году. Картины были написаны в одно время, их технология и повреждения идентичны, так что и реставрационные меры для них потребовались одинаковые.
Ко времени окончания реставрационных работ удалось собрать немало сведений об авторе и его окружении, хотя до сих пор в биографии художника остается множество белых пятен.
Николай Александрович Шмит (впоследствии Шмит-Рыжов) родился 16 августа 1873 года в семье генерал-лейтенанта Александра Оттовича Шмита, участника русско-турецкой войны 1877-78 годов, и Анны Викентьевны Шмит, дворянки, урожденной Лукомской.
Н.А.Шмит был женат на художнице Людмиле Федоровне Рыжовой (1881 — после 1938).
Не позднее 1938 года Н.А. Шмит-Рыжов перебрался в Калининскую область, в деревню Устье. Именно в 1938 году в собрание Калининской галереи был приобретен этюд «Ель». Последнее упоминание о нем мы находим в каталоге выставки калининских художников и графиков 1941 года, где приведены шесть его пейзажей, в том числе «Устьинский лес» и «Дача в Устье», и воспроизведена картина «Зимний вечер». Насколько можно судить по этюду «Ель» и репродукции из каталога, в эти последние годы художник обратился к реализму.
Выставка реставрированных картин Н.А. Шмит-Рыжова из собрания Тверской галереи возвращает зрителю еще одно забытое имя.