В Твери состоится выставка «Умное искусство». На ней можно будет увидеть произведения из художественного стекла и хрусталя второй половины ХХ века из собрания Тверской областной картинной галереи.
Морозный узор на стекле. Стоит приглядеться, И каждый увидит своё. Неизвестный поэт. Китай. XVIII век
Выставка неслучайно названа «Умное искусство». Стеклоделие – это наука. Одним из первых в России, кто достиг в этой области величайших открытий, был великий ученый М. В. Ломоносов. Стекло известно человечеству на протяжении тысячелетий. В разные эпохи оно меняло свой облик и художественные качества благодаря таланту, фантазии и исследовательской мысли его создателей. Искусство его рождения требует не только особого дарования, но и серьезного освоения сложнейших технологических приемов. Конечный результат, задуманный художником, может быть достигнут благодаря бесконечным экспериментам и опытам, а также глубоким знаниям химических и термических процессов.
Художник по стеклу не может творить без технической базы и приемов, наработанных его предшественниками в течение столетий. Без этого создание произведений, столь великолепных по цвету и декорировке, сложных по практике исполнения, – просто невозможно. В Тверском императорском дворце открыта выставка «Умное искусство», где представлены произведения художественного стекла и хрусталя, выполненные во второй половине ХХ века российскими художниками разных школ и поколений. Это лишь небольшая часть коллекции Тверской областной картинной галереи, однако она демонстрирует бесконечные возможности этого волшебного материала, — поясняют организаторы выставки.
В экспозиции представлена декоративная композиция «Весенний закат» (1970) Дмитрия Шушканова (1923-2002) – одного из наиболее известных московских художников, стекло которого широко экспонировались на крупных международных выставках и до сих пор может считаться эталоном индивидуального подхода и стиля в русском стекле.
Художником особо яркого дарования можно считать Бориса Федорова (1948 — 2014), которому довелось работать на разных стекольных заводах нашей страны. Осваивая традиции определённого предприятия, он выработал свой неповторимый почерк и явился автором универсальных техник, которые были подвластны только ему (декоративные композиции «Атлантида» (1991) и «Улитка» (1993)).
Мажорную торжественную ноту вносит в экспозицию декоративный объект «Индустрия и природа» (1975) тверского художника Михаила Маршумова (род. 1938), более известного как создателя уникального дротового стекла, прославившегося на многих международных биеннале.
Произведения художников Вышневолоцкого стекольного завода «Красный Май» (бывшего Ключинского завода купцов Болотиных) представлены широко известными именами, создавшими славу отечественному стеклоделию. Именно здесь в послевоенное время родилось сульфидно-цинковое стекло, получившее в мире название «русское чудо». Его рецепт был разработан на основе традиций варки цветных стекол на болотинском предприятии. Это стекло завоевало множество наград и престижных премий на всемирных и отечественных выставках.
В экспозиции демонстрируются произведения старейшего художника завода Анатолия Силко (1927 – 2003) «Лотос» (1978) и «Боровики» (1974), раскрывающие всё богатство и возможности цвета в лаконичных формах предметов. Силко стоял у истоков создания сульфидно-цинкового стекла и много сделал для усовершенствования его рецептуры.
Диапазон профессиональных интересов Виктора Шевченко (1936-2011) был многообразен: он работал над проблемой сочетания прозрачного предмета с рельефной росписью и над соединением шамотной пасты с поверхностью стекла, проектировал дизайнерские образцы для конвейерного производства, способные внести перемены в повседневное окружение. Однако любимым материалом, призванием художника стало цветное сульфидно-цинковое стекло в сочетании с лепной, «гутной» техникой. Используя такие специфические свойства стекла, как пластичность расплавленной массы и ее цветовые возможности, Шевченко удалось найти новый образ в декоративном искусстве. В экспозиции представлен комплект декоративных ваз «Осень» (1979).
Одним из лучших интерпретаторов художественной шлифовки накладного стекла и хрусталя, высоким профессионалом своего дела являлся Алексей Новиков (1940 – 1997). Комплект декоративных ваз «Вечерний звон» (1970), экспонируемый на этой выставке, — одна из поистине уникальных вещей, где сложные технологические приёмы сочетаются с новаторскими методами.
Декоративные вазы «Вечерние» (1985), выполненные Сергеем Коноплёвым (род 1936 г.), демонстрируют индивидуальное освоение сульфидно-цинкового стекла как материала, где художник добивается расширения цветовой гаммы за счет многообразия тональных переходов.
Людмила Кучинская (род. 1944 г.) работала и с цветным стеклом, и с хрусталем. В экспозиции — одна из самых известных её работ — декоративная ваза «Старый парк» (1978), где художница нашла определенную гармонию в сочетании гравированного
хрусталя и сульфидного стекла. Обогащение цветовой палитры и способов декорирования сульфидных стекол — основное направление творчества этого мастера.
Небольшая по составу выставка художественного стекла тем не менее дает широкое представление о его богатых художественно-образных возможностях. Она посвящена замечательным художникам, без которых был бы невозможен высокий авторитет российского декоративно-прикладного искусства второй половины ХХ века. Разные по регистру своего таланта и мировосприятия, они были одинаково преданы любимому материалу — стеклу, возможности которого неисчерпаемы.
Адрес: ул. Советская, д.3 (Тверской императорский дворец). Справки по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.