Минобрнауки решило выйти из Болонской системы высшего образования и разработать свою.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что страна будет разрабатывать собственную систему образования.
«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — заявил он.
Минпросвещения, которое курирует дошкольное, общее и среднее профессиональное образование, заявило, что готово взаимодействовать с Минобрнауки по переходу на специалитет как основной формат подготовки в вузах.
Под Болонской системой подразумевается двухуровневая система образования — бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года), но в России по некоторым специальностям продолжили готовить по программам специалитета. Сейчас в Болонском процессе участвуют 49 стран, Россия присоединилась в 2003 году.
Одновременно министерство подчеркивало, что в России в приоритете остаются программы специалитета (5-6 лет подготовки), а число программ бакалавриата и магистратуры, которые предусматривает Болонская система, будет постепенно сокращаться. С 2024 года вступит в силу новый перечень специальностей и направлений подготовки, который продолжит эту тенденцию, сообщало министерство.
Алексей Железнов, научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге рассказал РБК, чем обернется для студентов отказ от Болонской системы:
«Из тех заявлений, что сделал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, не совсем ясно, что подразумевается под отказом. Возможно, речь идёт о разрыве соглашений с европейскими вузами. Это напрямую повлияет на ключевой принцип Болонской системы — мобильность студентов, возможность обмена, когда учащийся мог на полгода-год уехать в вуз в другой стране без каких-либо экзаменов, пересдач и проблем для себя. Это позволяло не только российским студентам учиться в европейских вузах, но и иностранным студентам учиться в России. Это важный опыт — возможность окунуться в международную образовательную среду.»
Кроме того, в России возникнут проблемы с уникальными междисциплинарными специалистами. Дело в том, что при поступлении в магистратуру студент мог кардинально поменять направление и специализацию обучения.