21 августа в Тверском театре юного зрителя состоялась премьера спектакля-экскурсии «ТЮЗ. Про Видения». Постановка рассказывает об истории театра, здания, в котором он расположен, и людях, связанных с ними.
Авторами постановки являются два петербуржца – драматург Артем Казюханов и режиссер Александр Рязанцев. Им помогали художник-постановщик Никита Нестеров и звукорежиссер-музыкант Тимур Шарафутдинов.
Когда занавес опускается и затихают последние аплодисменты, артисты и сотрудники цехов расходятся по домам, театр погружается в тишину… Но он не становится пустым, ночной театр живет своей собственной жизнью: то раздастся шорох, то легкий случайный ветерок прошелестит по сцене и качнет штору, то где-то скрипнет половица. Это душа Тверского ТЮЗа, его воспоминания, произошедшие здесь когда-то истории, ушедшие навсегда люди.
Здание, в котором сегодня располагается ТЮЗ, и до его появления имел свою долгую историю.
«Мы собрали все возможные сведения, которые можно было найти об этом здании, и все они использованы в нашем спектакле», – рассказал «Каравану» Александр Рязанцев. Спойлер: историю баснописца Ивана Крылова и его связь со зданием ТЮЗа в постановке обыграли очень интересно.
В спектакле также рассказывается об известных людях, судьбы которых были связаны с Тверским ТЮЗом. Например, о том, что после Великой Отечественной войны театр в Калинине (Твери) был открыт только в 1960 году, тогда же ему было передано привычное нам здание на площади Ленина, а главным режиссером стал Николай Маршак – брат известного детского писателя. Однако странно, что о Ларисе Леляновой, которая возглавляла ТЮЗ с 1992 по 2005 год, в постановке не сказано ни слова. А ведь леляновский период был одним из самых успешных, хотя и самых скандальных для театра!
«Мы придумали историю двух приведений – мальчика (мужчины) и девочки (женщины) – из разных эпох, которые бродят по театру и могут общаться только через зрителей. Но в финале они наконец встречаются и слышат друг друга», –рассказал Александр Рязанцев.
В спектакле заняты две пары артистов: совсем молодые Василиса Жигунова и Влас Стаппиев и более взрослые Надежда Мороз и Андрей М. Иванов. Как рассказал режиссер, именно из-за того, что в постановке участвуют артисты разных возрастов, у нее два финала.
«Вообще, это спектакль про любовь. Поэтому и финалы разные, поскольку осмысление любви у старшего поколения и у молодежи тоже разное. Это будут два варианта одного спектакля », – рассказал режиссер. Он пояснил, что финал, в котором заняты более возрастные артисты, показывает зрелую, уже состоявшуюся любовь, а младшее поколение играет любовь первую, самую яркую.
Еще один спойлер: в конце «молодого» спектакля зрители увидят отрывок из «Ромео и Джульетты» Шекспира. Какой? Не скажем, сами сходите и посмотрите.
И последнее. Для того чтобы посещение спектакля-экскурсии оставило только положительные впечатления, советуем соблюдать несложные правила. Первое: нужно неотступно следовать за артистом-проводникам, чтобы не заблудиться в закулисье. Второе: лучше надеть удобную обувь на низком каблуке или плоской подошве, чтобы не отвлекаться на дискомфорт и усталость. И третье (это самое главное!): необходимо соблюдать тишину, чтобы не спугнуть духов, которые приготовили для вас множество увлекательных историй…
Ирина Мандрик
фото автора