Закон «О такси» вступил в силу в сентябре 2023 года. Пассажирам обещали, что теперь их будут перевозить только легальные перевозчики. Как происходит на самом деле?
Вызываю такси из Заволжского района на железнодорожный вокзал. В приложении отображается труднопроизносимое для русского слуха имя. Сажусь в машину. После нескольких минут молчания водитель начинает сам рассказывать о своей сложной судьбе. Оказывается, он недавно приехал в Тверь на заработки из Таджикистана и устроился работать в «Яндекс.Такси», несмотря на то что новый российский закон запрещает жителям иностранных государств, которые не входят в Евразийский экономический союз, работать в сфере пассажирских перевозок.
«Сейчас по Твери каждый день ГИБДД проводит рейды, ловит иностранных водителей. Меня уже три раза оштрафовали и выписали штраф по 5000 рублей! – сокрушается водитель. – Недавно остановили еще раз, и снова выписывают штраф. Я показываю инспектору пачку уже выписанных штрафов и говорю: «Я еще это не оплатил!» Он меня отпустил, но меня могут оштрафовать в любой момент снова».
Я его спросил, почему он не хочет устроиться на другую работу, раз сейчас в такси в России иностранным гражданам работать нельзя. На это он ответил, что и на стройке особо не заработаешь и всегда есть риск, что тебе задержат оплату или вовсе кинут на деньги. К слову, водитель довез меня до вокзала очень аккуратно.
Через некоторое время я снова заказал такси. На этот раз на вызов приехал русский водитель Антон.
«Я подрабатываю в такси по вечерам. Когда приняли новый закон, я думал получить разрешение, но когда понял, что его никто даже и не спрашивает, отказался от этой идеи», – поделился со мной Антон.
Он также добавил, что ОСАГО на такси обойдется ему в 5–7 раз дороже обычной страховки. А главное, машина попадает в базу, где числятся все машины, на которых работают в такси.
«Мне ее за нормальные деньги не продать потом. Я так рисковать не готов», – заявил Антон.
Еще один нюанс – такси в Тверской области должны быть или белого, или желтого цвета. Перекрашивать свои личные машины водители, конечно, не хотят. А еще нужно проходить предрейсовые технический и медицинский осмотры, но этого, конечно, почти никто не делает. Да и какой в этом смысл, если власти толком не следят за исполнением закона?
Житель Твери Игорь провел свой личный рейд. Он около сотни раз проехался на такси, вызывая их через «Яндекс» и других агрегаторов. Лишь несколько раз ему попались легальные перевозчики. Игорь написал в Министерство транспорта Тверской области письмо с просьбой пресечь системные нарушения, а также приложил скрины своих поездок на такси.
В ответе главы Минтранса Сергея Верхоглядова говорится, что указанные в заявлении транспортные средства не внесены в региональный реестр легковых такси, а сведения о перевозчиках отсутствуют в региональном реестре перевозчиков легковым такси. И что же Минтранс? Он просто указал ООО «Яндекс.Такси» о недопустимости нарушений требований закона!
Еще Сергей Верхоглядов добавил, что агрегатор проводит работу по отключению от сервиса водителей-нелегалов. С сентября по декабрь 2023 года в региональный реестр легковых такси внесено более 300 транспортных средств. Но это капля в море, ведь каждый день на линию в Твери выходит порядка 3000 таксистов!
В Минтрансе сообщают, что закон запрещает службам заказа такси передавать заказы перевозчикам, которые не внесены в региональный реестр. А теперь приготовьтесь: административная ответственность за это деяние на территории Тверской области в настоящее время отсутствует. То есть министерство транспорта готово только пожурить агрегаторов, нарушающих закон. И смешно, и грустно.
Гражданин обратился в управление Роспотребнадзора по Тверской области. Ответ ведомства тоже удивил. Игорю сообщили, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия. А как же личное обращение гражданина?
В общем, в Тверской области почему-то не хотят контролировать деятельность работы такси. Нашим госструктурам следует брать пример с краснодарских коллег. Роспотребнадзор Кубани, который наложил на агрегатора «Яндекс Go» штрафы в размере 500 и 200 тысяч рублей за то, что они передали заказы водителям-нелегалам. Дело дошло до Верховного суда. По его мнению, привлекая к сотрудничеству перевозчиков без необходимых документов, агрегатор вводит потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества услуги.
Дело уже пересмотрели в Арбитражном суде Москвы. «Компания активно рекламирует себя именно как такси, вызывает доверие у потребителей, контролирует рынок, устанавливает тарифы, однако следить за соблюдением их партнерами обязательных требований не считает необходимым», – сказано в решении суда.
«Яндекс» точно еще попробует оспорить это решение, но все идет к тому, что агрегаторов «Яндекса» все-таки признают ответственными за перевозки и заставят выдавать заказы только водителям, получившим лицензию. Непонятно только, почему тверские власти не хотят внести свой вклад в решение этой важной задачи.
Сергей Минин