Знаменитых личностей в истории тверской земли можно насчитать, наверное, не одну сотню. Но это мужчины. Однако есть у нас и знаменитые женщины разных веков.
Сегодня мы хотим рассказать об одной из самых позитивных женщин в тверской истории, плодами трудов которой мы пользуемся до сих пор. Варвара Морозова построила удивительный район, названный в ее честь Морозовским городком. Этот район получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже за лучшую организацию жизни рабочих.
Жена купца, подруга журналиста
Варвара Алексеевна Морозова (урожденная Хлудова) родилась 14 (2) ноября 1848 года в Москве в семье крупного промышленника Алексея Хлудова. Отец замуж ее выдал из материальных побуждений, как это было принято в богатых кланах. Ее мужем в 1864 году стал Абрам Абрамович Морозов, один из владельцев Тверской мануфактуры, крупнейшего предприятия в Тверской губернии. Он был дальним родственником Варвары – ее двоюродным дядей. Тверские Морозовы не были старообрядцами, они придерживались единоверия – службы по старому обряду, но в рамках господствующей церкви. В 1882 году муж умер от прогрессивного паралича. На руках Варвары остались трое сыновей – Михаил, Иван, Арсений.
Пайщицей Тверской мануфактуры Варвара Алексеевна была еще с 1871 года. Видимо, ее дальнейшую деятельность каким-то образом определило завещание мужа: «Супруге моей, Варваре Алексеевне Морозовой, я завещаю 500 тысяч рублей в собственность и прошу ее принять на свой счет все расходы по погребению и поминовению. Зная склонность супруги моей к благотворению, лучшее, по моему мнению, дело благотворения есть пособие бедным, устройство и содержание школы, богадельни и призора и вклады в церкви, но она может распоряжаться деньгами как своей собственностью по своему усмотрению, нисколько даже не употребляя на дело благотворительности».
В завещании была еще и приписка о том, что повторное замужество лишает ее состояния, поэтому второй брак по любви с экономистом и публицистом, членом партии кадетов Василием Соболевским был гражданским, незарегистрированным. Варвара родила еще двоих детей – сына Глеба и дочь Наталью.
Образцовый быт дореволюционных рабочих
При фабрике имелись бесплатные школа 4-годичного курса на 1 500 учеников с классом кройки и рукоделия, больница на 80 кроватей (при больнице постоянно живут два врача, два фельдшера и одна фельдшерица); родильный приют на 20 кроватей (при нем одна постоянно живущая акушерка); богадельня (в ней живут 13 престарелых рабочих); колыбельная на 85 детей с прислугой, няньками и смотрительницей; приют на 35 детей-сирот.
Варвара Морозова содержала театр и библиотеку, воскресную и торговую школу для рабочих, женскую воскресную школу, в которой преподавали воспитанницы Тверского епархиального училища. Часть рабочих жила в отдельных домиках на две семьи каждый, с землей – 180 квадратных саженей, с садом и огородом, а также в каменных казармах усовершенствованного типа с отоплением и вентиляцией. В 1913 году была построена казарма «Париж» за 580 тысяч рублей – за громадную сумму по тем временам. В течение 27 лет Варвара Морозова была председателем попечительского совета Тверской женской Мариинской гимназии. Она искренне (и справедливо) себя считала благодетельницей пролетариата. И это только в Твери, масштабы ее деятельности в Москве и в других местах были еще более впечатляющими.
Известный деятель культуры Владимир Немирович-Данченко свидетельствует: «сама по себе красивая женщина, богатая фабрикантша, держала себя скромно, нигде не щеголяла своими деньгами».
И все равно революция близилась
Но была и другая сторона ее личности. Вот как характеризуют ее политические современники в 1905 году: «Это – видная представительница крупной московской буржуазии. Оставаясь верна традициям своего класса, она всегда отличалась двойственностью. Выказывая сочувствие рабочим в деле отстаивания ими своих прав, она в то же время не стеснялась всячески притеснять рабочих своей Тверской мануфактуры во время забастовок, вплоть до запрещения выдачи съестных припасов из фабричной лавки».
Большевистская «Искра» высказывалась еще резче: «…весь блеск образовательных учреждений Тверской мануфактуры не мешает разглядеть картину грубейшей эксплуатации, практикуемой фабричной администрацией, возмутительных порядков, ею сознательно поддерживаемых». И еще: «Мануфактура Морозовых – это целый городок с больницами, театром, школой, библиотекой. Но под внешним лоском европейской культуры в городке много азиатской дикости.
Неудивительно, что в конце XIX – начале XX века на Морозовской фабрике сформировались подпольные кружки и комитеты РСДРП, а затем большевиков, которые постоянно участвовали в агитации рабочих за свои права, а потом их призывали к революции».
Доставалось непосредственно и хозяйке, часто приезжавшей в Тверь из Москвы к своему детищу: «Морозова, слывшая либералкой, стремилась по-своему влиять на рабочих, особенно на женщин. Она открыла при фабрике театр, библиотеку. Морозова не осталась в стороне и от попыток создания в Твери женского союза. Ее расчеты были просты: отвлечь женщин от участия в революционной борьбе… мы не хотим, чтобы классовое сознание женщины-пролетария меркло под обворожительными взглядами Морозовой».
Перед смертью Варвара Алексеевна в своем завещании отписала
значительную часть своего состояния на дело просвещения и улучшения быта
рабочих фабрики. Умерла она 4 сентября
1917 года от паралича сердца. Можно сказать, вовремя, не увидела, что будет
дальше, к своему счастью. Похоронена В.А. Морозова была на Ваганьковском
кладбище. Народу пришло очень много. На могилу возложили 40 венков.
Борис ЕРШОВ