Мастерица кропотливо и вдохновенно занимается тверской вышивкой больше полувека. В мае 2023 года ей исполнится 75 лет.
Каждая ее самостоятельная или сделанная вместе с ученицами работа – произведение искусства, гимн любви к России и родному краю. Тверская профессиональная вышивка уникальна. В ней используется множество разнообразных техник и приемов, с помощью которых создается неповторимая красота.
Надежда Михайловна Новожилова – заслуженный художник РФ, член Союза художников России, ведущий художник Тверского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», художник народного искусства, высокопрофессиональный мастер вышивки, почетный работник культуры и искусства Тверской области, лауреат премии правительства РФ «Душа России», основатель и бессменный руководитель школы-студии вышивки «Светлица», автор нескольких книг и методических пособий по тверской народной вышивке.
Искусство – по наследству от бабушки
Надежда Михайловна родилась в старинном городе Калязине Тверской области, недалеко от Свято-Троицкого Макарьева монастыря, который в 1940 году был взорван и попал в зону затопления при строительстве водохранилища.
Надежда Новожилова из рода калязинских вышивальщиц. Ее бабушка служила у господ Пухальских: шила одежду и плела на коклюшках известные всему миру калязинские кружева.
«Она была вышивальщицей, портнихой, владела всеми женскими искусствами. Также шила и вышивала моя мама. Я росла в большой семье (у меня было шесть сестер) среди вышивок и кружев, – рассказывает Надежда Новожилова. – Мой дедушка была регентом церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. А еще он был знаменитым калязинским фотографом и мастером женских сафьяновых сапожек. Моя тяга к искусству проявилась с детства, когда я смотрела за тем, как трудится над своими работами моя мама».
В 1964 году Надежда Новожилова поступила в Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина, затем на факультет декоративного искусства и дизайна Московской государственной академии сферы услуг и быта.
«С первого курса нам преподавали живопись, рисунок, народный орнамент, композицию. Каждый день по четыре часа на протяжении четырех лет мы трудились в мастерских, – вспоминает Надежда Михайловна. – Я изучила почти все швы народов России и СССР. Я любила работать в фондах музеев, особенно в Государственном историческом музее на Красной площади».
Свою дипломную работу – вышитое полотенце на сером льне она назвала «Тверские птицы». В этой работе используются четыре вида вышивки.
«Тверские узоры» и «Светлица»: сотни учениц
Надежда Михайловна проработала более 25 лет ведущим, а затем главным художником на фабрике «Тверские узоры». В 1996 году при Вознесенском соборе в Твери она создала студию вышивки «Светлица». Диплом об окончании студии (обучение идет в течение 3 лет) получили более 200 ее учениц, некоторые из них стали соисполнителями ее великолепных работ.
Произведения Надежды Новожиловой находятся в собраниях Тверского государственного объединенного музея, Тверской областной картинной галереи, частных собраниях в России и за рубежом.
В январе и феврале 2023 года в Тверском городском музейно-выставочном центре можно было увидеть ее лучшие работы: полотенца, настольники, скатерти, салфетки, блузки, сарафаны, фартуки и другие предметы повседневного обихода. На выставке были собраны церковные произведения, выполненные в технике лицевого и орнаментального золотного шитья: иконы, литургические комплекты (покровцы, воздухи), закладки для Евангелия.
«Я родилась в глубоко верующей семье. Меня крестили в два года. Я не знаю, что это такое – жить без Бога и молитвы. За все благодарна Всевышнему», – делится сокровенным Надежда Новожилова.
Отличительные особенности тверской вышивки
Надежда Михайловна поясняет, что в традиции вышивки Смоленской, Петербургской, Ярославской, Нижегородской, Костромской, Ивановской и других областей главная композиция располагается в основном по краю работы, большая часть пространства остается незаполненной.
В тверской вышивке множество разнообразных элементов. Многорядовость, многослойность создаются по принципам золотого сечения, который вывел знаменитый Леонардо да Винчи.
В тверской вышивке используются различные приемы. Например, мережка (выдерг ниток по основе или утку ткани), глухие затейливые вышивки, бисерный шов, строчка и другие. Тверские вышивальщицы создавали свои работы на плотном сером льне темно-синего, красного или бордового цветов.
«По богатству фантазии вышивальщицы они употреблялись на полотенцах и на одежде, – рассказывает Надежда Новожилова. – Еще одна особенность тверской вышивки – разнообразные техники, в том числе ведновская строчка. Это деликатная, прозрачная вышивка, которая подчеркивает основной узор, состоящий из декоративных разделок: сухарики, настил, одинарная штопка, двойная штопка, звездочка на четырех и восьми лучах. Журналист Майк Майстровский сравнил ее со звуком серебряной флейты».
Надежда Новожилова любит использовать в своих работах шов цепочкой (или тамбурный шов). Он может быть симметричным и асимметричным. Симметрия – это спокойствие, статика. А асимметрия – обязательно движение, динамика. Рисунок, который сочетает в себе симметрию и асимметрию, имеет более сложную композицию. Такой подход используется в панно «Тверские напевы». На нем изображена ветка, наклоненная по ветру. Рисунок не статичен, он буквально оживает на твоих глазах.
Надежда Михайловна гордится своими полотенцами «Красное древо – 1» и «Красное древо – 2». На них изображен характер тверской вышивки – на сером полотне вышит узор, похожий на наличники, которые сохранились в деревнях. Ведновская строчка венчает красное древо. Тверская земля изображена в виде вазона и огромных соцветий. Каждый элемент полотенца создает единое полотно, через которое автор передает гармонию русского характера.
У Надежды Михайловны есть серия работ, посвященная сказкам Александра Пушкина. Здесь автор использовал лицевое шитье, которое применяется в храмовом искусстве. На одной из работ изображен психологический портрет глубоко скорбящего царя Салтана. В его уставших глазах читается надежда на будущее, на Бога. Окружают его злые силы в образе ткачихи, поварихи и бабарихи.
В эту же серию входит панно «Три девицы». Особенное место на нем занимает будущая царица. Она красива, добра и трудолюбива. У нее уже вышита работа, и она заканчивает новую, а у ее подруг работы только начаты. У девиц декорированы платья, головные уборы и стулья, на которых они сидят. Всю эту серию панно окружают цветочно-растительные композиции. С левой стороны образ заснеженного узора, а справа – летнего.
Гимн родному краю
Надежда Новожилова выражает любовь к малой родине через свои работы. Одним из украшений выставки стало панно «Моя Волга». На эту работу автор вдохновилась стихотворением тверского поэта Валентина Старикова, в котором есть такие строчки:
Моя судьба давно впадает в Волгу.
В часы, когда не ладится житье,
Я выхожу на берег – и подолгу
Гляжу в глаза лучистые ее.
Большая работа началась с крохотных эскизов карандашом. За семь лет был создан ансамбль из шести предметов. При его создании используется вышивка по выдернутой сетке швом цепочкой и множество других техник.
Панно «Тверское древо искусства» хранится в Тверском областном краеведческом музее. В 1994 году Надежда Новожилова изобразила на нем промыслы, которые в настоящий момент закрыты в Тверском крае. Среди них Конаковский фаянсовый завод, стекольный завод «Красный май», «Тверские узоры». Наверху панно запечатлен образ матери-земли.
«Я изобразила символ вдохновения, весны, счастья и уюта в доме в образе птиц, в четырех углах солнце. Горжусь этой работой», – рассказывает Надежда Новожилова.
Три года назад были закончены два панно «Мосты и храмы», которые прославляют архитектуру древней Твери. На панно с помощью диагональной композиции изображен наш Староволжский мост. Его ажурные украшения, как руки, сцеплены между собой в единый русский хоровод. На панно изображен Спасо-Преображений собор, Тверской императорский дворец, часовня Иоанна Кронштадтского. В композиции проявлено движение, сильнейшая динамика. Работа вышита с помощью натурального жемчуга разных калибров, сукна, атласа, золотных и серебряных нитей, размер – 250 на 90 см.
Вместе со своими ученицами Надежда Новожилова вышила иконы, на которых изображены местные святые: благоверные князь и княгиня Михаил Тверской и Анна Кашинская, священномученик Фаддей (иконы находятся в соборе Вознесения Господня Твери), преподобного Макария Калязинского (находится в Вознесенском соборе Калязина).
В исполнении вышеперечисленных работ автору помогали ее достойные ученицы Валентина Лопатина, Татьяна Сидорова, Татьяна Андреева, Ольга Рысева, Ирина Брындина, Наталья Соловьева, Оксана Гусева из студии «Светлица».
Планы на будущее
Сейчас в мастерской Надежды Новожиловой идет работа над панно «Вдохновение» размером 130 на 100 см. На полотне будут изображены четыре брата и само вдохновение в виде красивой девушки. Надежда Михайловна считает, что вдохновение приходит к тем людям, которые светятся добротой и любовью к людям, хотят совершенствоваться. Автор также пишет свою пятую книгу «Современное церковное шитье из опыта школы-студии «Светлица». На основе съемок работ будет создан каталог с аннотациями и описанием вышивок.
Храмовое и декоративно-прикладное искусство в творчестве Надежды Новожиловой объединяет тема веры, любви к Богу и своей родной земле. Надежда Новожилова уверена, что трудолюбие и следование традициям дают ей силы, чтобы свернуть горы.
«Дай бог, чтобы все мои планы осуществились. Надеюсь, что и наши областные и городские власти тоже поддержат меня и других людей искусства. На открытие моей выставки они даже не пришли. Это равнодушие огорчает и задевает. На выставках декоративно-прикладного искусства они могут напитываться силой культуры. Это поможет им лучше понимать страну, в которой они живут, самих себя и других людей. Это родит в них вдохновение и желание помогать художникам, людям искусства, которые живут небогато и нуждаются в помощи, – говорит Надежда Михайловна. – В Твери давно не было фестиваля промыслов, на котором свои работы могли бы показать художники, вышивальщицы, мастера разных ремесел из разных городов Тверской области».
Андрей Сабынин,
фото автора