Восточные лошадиные силы

Китайские автомобили поглощают российский рынок

18.09.2024, 15:42

За последние несколько лет автомобильный рынок России потерял множество крупных западных производителей. Отсутствие серьезной конкуренции открыло доступ не только отечественным, но и восточным брендам, преимущественно – китайским. Насколько сильна их позиция на рынке России и чем они пытаются привлечь потенциального покупателя?

В 2022 году рынок автопрома России почувствовал сильный удар ввиду начала СВО и последующего ухода европейских и американских автомобильных концернов. Так, за 2022 год было приобретено на 58,7% меньше автомобилей по сравнению с прошлым годом. Сильнее всего это сказалось на количестве покупок машин западных, европейских и южнокорейских производителей, которые ушли с рынка. Более того, пострадал и отечественный автопром, в первую очередь по причине отсутствия поставок иностранных комплектующих. Меньше всего санкции ощутили на себе представители китайских брендов.

Каково текущее положение дел российского рынка автопрома и правдиво ли народное убеждение, что все китайские товары низкокачественные? На эти и другие вопросы ответит руководитель отдела маркетинга группы компаний «Авто Премиум» Елена Глушкова.

–Что можно сказать о российском автомобильном рынке с точки зрения отечественных машин и зарубежных, что сейчас преобладает?

– Если говорить о планах, озвученных автомобильными концернами на текущий год, то в течение 2024 года на российский рынок планировалось поставить не менее 1,7 млн автомобилей. Из этого количества порядка 60% – китайские автомобили, 30% – отечественный автопром, 10% – европейцы, ввезенные по параллельному импорту. По результатам прошедших 8 месяцев 2024 года количество проданных автомобилей уже перевалило за миллион. Рекордным в этом плане оказался август в свете грядущей индексации утилизационного сбора с 1 октября и повышения ключевой ставки ЦБ.

–Как давно автомобильные бренды Китая находятся на российском рынке и почему в последнее время они так популярны?

– Китайские бренды, относящиеся к первому эшелону (Chery, Geely), зашли на российский рынок в середине нулевых, Haval – в 2015 году. С 2022 года китайский автопром многократно расширил свое присутствие на отечественном рынке в связи с ограничениями на ввоз европейских автомобилей. Поэтому, с одной стороны, их популярность обусловлена отсутствием возможности свободно приобрести европейца, с другой – с заметным ростом китайцев по уровню качества и технологичности. Можно сказать, что некоторые бренды догнали немцев и японцев.

–Что можно сказать по ценам на китайский автопром в вашем дилерском центре: максимальная, минимальная и средняя?

– На сегодняшний день в дилерских центрах ГК «Авто Премиум» представлены автомобили разных ценовых сегментов – от масс-маркета до премиум-класса. Средневзвешенная стоимость нового легкового автомобиля составляет порядка 3 млн рублей.

– В каких автомобильных классах китайские бренды продаются лучше всех, а в каких хуже?

– В России самыми популярными классами автомобилей являются малогабаритные автомобили В-класса, а также компактные и среднеразмерные кроссоверы. На эти сегменты приходится более половины продаж. Это связано с их универсальностью. Автомобили класса SUV перестали быть только машинами для бездорожья, а прекрасно закрывают потребности городского жителя: это вместительные, комфортные и адаптированные для зимних условий и наших дорог автомобили. Спрос на седаны и хэтчбеки В-класса традиционно связан с их бюджетностью и экономичностью.

– Какова текущая оценка качества китайских автомобилей, хорошо ли они приспособлены к российским условиям, насколько дорого их обслуживать?

– Ответ на этот вопрос зависит от конкретной марки, но большинство китайских автомобилей успешно адаптированы и к наших климатическим условиям, и к потребностям автовладельцев. Стоимость обслуживания «китайца» массового бренда аналогична стоимости обслуживания отечественного автомобиля.

– Как другие бренды пытаются конкурировать с китайскими автоконцернами на рынке России?

– Из других брендов официально в России остались только автомобили «АвтоВАЗа». Свою долю рынка они продолжают удерживать благодаря полувековой истории, поддержке государства, простоте эксплуатации… Также есть люди, приобретающие отечественный автопром из патриотических соображений.

– Как ваши клиенты относятся к китайскому автопрому?

– Ну, если они наши клиенты, то явно положительно. Китайский автопром за последние годы прогрессирует очень круто, уделяя внимание не только дизайну и огромному количеству интеллектуальных опций в салоне, но и надежности и безопасности. Например, при конструировании кузовов крупные китайские автопроизводители придерживаются самых жестких международных стандартов. Такой автомобиль более управляем и предсказуем на дороге, а при столкновении меньше подвержен деформации.

– Личный вопрос. Если бы вам предложили купить один из автомобилей на выбор с учетом одинаковой цены и в условиях современного состояния рынка, то что бы вы выбрали: новый отечественный автомобиль, новый китайский или европейский со вторичного рынка?

– Я бы купила новый китайский автомобиль авторитетного бренда, не первый год находящегося на нашем рынке. Цены на европейские автомобили с пробегом явно завышены, есть серьезные проблемы с поставками оригинальных запчастей, а отечественный автопром, так или иначе, частично является китайским или по своим характеристикам проигрывает восточным конкурентам. Ввиду сложившегося стереотипа люди порой скептически относятся ко всему, сделанному в Китае, но с каждым годом ситуация постепенно меняется: достаточно посмотреть, сколько на дорогах стало китайских автомобилей и сколько владельцев довольны своим выбором.

* * *

Как можно понять со слов Елены, ситуация на российском рынке улучшилась, а китайские производители активно адаптируются к отечественному рынку. Более того, они начали принимать заказы от отечественных предприятий. Например, можно вспомнить автомобили линейки «Москвич», которые оказались лицензионными копиями машин китайской компании JAC Motors.

По количеству угонов точной информации относительно китайского автопрома пока что нет. На протяжении последних двух лет отмечена тенденция к снижению количества краж машин из-за геополитической ситуации. Несмотря на то что в первую половину 2024 года более 50% украденных машин были отечественного производства, китайские бренды тоже могут заинтересовать преступников.

Самая большая проблема для отечественного потребителя – цена. В недавних опросах россияне признались, что в среднем готовы тратить около 1,1 млн рублей на приобретение нового автомобиля и около 600 тыс. рублей на машину с пробегом. Повышенный утильсбор и поднятая до 19% ключевая ставка только увеличат цены. Возможности населения сильно отличаются от реальности, и как купить машину без кредита – вопрос интересный. Единственный вариант – приобретать более бюджетные марки, благо большое количество китайских брендов дает покупателю возможность выбора.

Никита Романов

Фото автора

255 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх